8 февраля в рамках VI Международной
конференции «Фармацевтический бизнес в России» при поддержке Ассоциации
Российских фармацевтических производителей (АРФП) состоялась сессия
«Этика и ответственность фармацевтического бизнеса».
Руководитель отдела по этическому ведению бизнеса «Янссен-Силаг» в России Елена Чернышевич
в своем докладе отметила резкое увеличение штрафов в 2010 году за
неэтичное ведение бизнеса. В США одно нарушение может стоить компании до
25 млн. долларов.
«Тема этики и ответственности бизнеса
тесно связана с уровнем коррупции в стране. Так Россия находится на 154
месте из 178 возможных по коррупционности», - обрисовала ситуацию г-жа
Чернышевич. По ее словам, производителей очень беспокоит запрет
визитов медицинских представителей к врачам в рабочее время, который
будет актуален в следующем году.
Глава подразделения Healthcare компании Synovate Comcon (Комкон-фарма) Олег Фельдман
рассмотрел этический аспект ведения бизнеса как эффективный способ
продвижения лекарственных препаратов на рынке. «В последнее время
этическое продвижение ЛП подверглось тотальной дискриминации. Обвинения в
адрес многих фармкомпаний были не совсем справедливыми. Мы сейчас
находимся в полной регуляторной неопределенности в сфере продвижения ЛП,
визитов медицинских представителей к врачам и т.д. Пока еще
законодательно не определены данные взаимоотношения, однако, статистика
показывает резкое уменьшение общения сообщества врачей и представителей
фармкомпаний по всей России», - подчеркнул Олег Фельдман. По его
мнению, перед фармкомпаниями стоит маркетинговая проблема: каким
образом должны быть сформулированы те или иные ценности у врачей
представителями фармкомпаний?
«Границы этики ведения
бизнеса настолько размыты в России, что некоторые фармпроизводители
принципиально отказываются тратить деньги на благотворительность», – высказала свое мнение Директор отдела этики продвижения продукции «Эли Лили Россия и СНГ» Тамара Шухова.
По ее словам, создание фармкомпаниями центров обучения для врачей,
стипендиальные программы для студентов – все это тоже является частью
продвижения ЛП и формирования имиджа компаний.
Замгенерального директора по развитию АРФП Асият Хубиева подняла
вопрос открытости и достоверности информации о лекарственных
препаратах. «Только 24% публикаций содержат анализ всех стадий,
включенных в исследования ЛП. Это приводит к искажению реальных данных.
За 5 лет 22% проведенных клинических исследований не публиковались
вообще, что говорит о проблеме доступа к информации. Среди вышедших в
свет материалов много фальшивок и попыток заглушить критику», - отметила
г-жа Хубиева.
Она также привела примеры соотношения
штрафов за неэтичное ведение бизнеса и прибыли фармкомпаний. «При
выручке в десятки млрд. долларов штраф размером даже в несколько млрд.
можно выплатить. Этичное ведение бизнеса – это, прежде всего, не
система наказаний и контроля, а вопрос имиджа, порядочности и
ответственности фармацевтических компаний перед пациентами», -
завершила сессию представитель АРФП.