Слабая потребительская активность и
ужесточение государственной политики на фармрынке привели к
троекратному снижению темпов роста рынка в 2010 году: общие продажи
фармацевтических товаров выросли всего на 6%, некоторые категории, в
том числе БАДы и средства гигиены, в 2010 году демонстрировали
отрицательную динамику.
Российский фармацевтический рынок в
2010 году вырос всего на 6% к 2009 году, до 654 млрд руб., в то время
как в 2009-м рост составил 18% к 2008-му, подсчитало отраслевое
агентство DSM Group. Точек роста в ушедшем году было немного - выросли
только продажи предметов ухода за больными (+17%) и продажи
лекарственных изделий (+3%).
Остальные сегменты рынка не
продемонстрировали роста или вовсе показали отрицательную динамику: на
4% упали продажи средств гигиены, косметика и БАДы потеряли 3%. В 2009
году росли все эти сегменты, отмечает агентство в своем исследовании.
На темпы развития рынка повлияли в первую очередь снижение
покупательской активности и ужесточение государственной политики, уверен
гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Спрос был низким, потому что
аптекам приходилось думать о выживании, о прибылях речи не шло, говорит
эксперт. «Потребление резко переместилось в сторону меньшего количества
покупок, хотя выбор и стали делать в пользу более дорогих лекарств», -
поясняет он.
В предыдущие годы увеличение выручки
происходило во многом благодаря росту цен на лекарства, но после
вступления в силу с 1 сентября 2010 года закона «Об обращении
лекарственных средств» цены стабилизировались, соглашается
исполнительный директор «IMS Health Россия» Мария Денисова. Индекс
роста цен по году составил -1%, отмечает господин Шуляк.
DSM
Group прогнозирует, что в 2011 году фармрынок начнет оживать: его
объем вырастет на 12%, до 733 млрд руб., если регулирование не станет
еще более строгим. С 1 января 2011 года вступают поправки в Налоговый
ко!
декс, со
гласно которым аптеки должны перечислять социальным фондам 34% от
величины фонда оплаты труда вместо предусмотренных ранее 14% (см. «Ъ»
от 20 декабря 2010 года).
Даже при льготном режиме средняя
рентабельность аптечного бизнеса составляет 3%, а теперь он вообще
станет убыточным, жалуется исполнительный директор Аптечной гильдии
Елена Неволина. Увеличение издержек приведет к закрытию нерентабельных
объектов, а также повышению наценок на препараты, не входящие в список
жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, заключает
господин Шуляк.