Кризис 17 августа т.г. и последовавший за ним рост цен на товары первой необходимости, в том числе на лекарственные средства, вызвали целый ряд публикаций в средствах массовой информации о грядущем лекарственном

и параличе лечебного процесса в здравоохранении.

При этом представители ряда министерств, видные политики, , зачастую имеющие смутное понятие о ситуации на фармацевтическом рынке, видят единственный выход в изыскании средств для закупки лекарств за рубежом, создании неких резервов и запасов, централизации закупок и других чрезвычайных мерах, связанных с увеличением импорта медикаментов. В связи с этим ассоциация

делает следующее заявление.
Да, действительно, среди перечня жизненно необходимых и важнейших лекарств имеются непроизводимые в стране медикаменты (например, инсулин)* от наличия которых зависит жизнь сотен тысяч человек и в отношении которых оправданна тревога специалистов, больных н руководителей здравоохранения. Без таких лекарств обойтись просто невозможно и для их закупки за рубежом изыскать средства необходимо любой ценой.

Но истина заключается в том, что отечественные производители медикаментов в состоянии более чем на 80% обеспечить потребности здравоохранения страны, цена на которые в 2-3 раза ниже, чем на их импортные аналоги. В настоящее время на складах отечественных производителей из-за отсутствия бюджетных средств скопилось медикаментов на 1,7 млрд. руб., и еще на 1,5 млрд. руб. отгружено товаров в последнее время. В 1997-1998 г.г. наблюдается устойчивый рост обьемов (12-15% в год) производства медикаментов, расширяется их номенклатура, вводятся новые мощности. По состоянию на 01 сентября с.г. в России произведено медикаментов на сумму около 5 млрд. руб. На многих предприятиях еженедельно на производство ставятся новые препараты взамен импортируемых. Расчеты показывают, что ориентирование здравоохранения Росcии на отечественные медикаменты позволит снизить затраты бюджетов всех уровней на их приобретение не менее, чем в 2 раза.

Однако ограниченные средства, имеющиеся у отечественных предприятий, и существующая система калькулирования затрат на производство, не позволяют профинансировать систему продвижения на рынок новых медикаментов, информировать врачей, больных, фармацевтических работников и других участников рынка о достижениях в этой области.

Российская медицинская промышленность не в состоянии тратить десятки миллионов долларов на рекламу, как это делают крупные зарубежные компании. Например, компания Смиткляйн Бичем только за 1 полугодие т.г. потратила на рекламу своих медикаментов 24,7 млн. долларов США.

Положение усугубляется тем, что одно и то же лекарство (в том числе производимое в России) регистрируется и ввозится в страну под десятками торговых названий множеством фирм.

Так диклофенак натрия имеет 104 регистрационных удостоверения под разными названиями: аминциллин - 55, метронидазол - 53, ципрофлоксадин - 49, атенолол - 42, бромгексин - 30 и т.д. Все эти и многие другие медикаменты производятся или могут производиться российскими фармпредприятиями в полном объеме существующей потребности и никакой необходимости в их импорте нет.

Российские дистрибьюторы также не заинтересованы в продвижении отечественных медикаментов, поскольку существующая система ценообразования позволяет зарабатывать на импорте значительно больше, чем на отечественных медикаментах. Не исправит этого положения и принятое 3 августа 1998 г. постановление Правительства Российской Федерации № 882, устанавливающее единый подход к ценообразованию на отечественные и импортные медикаменты.

И, наконец, аптечная сеть также заинтересована в реализации более дорогих импортных медикаментов, т.к. для аптек установлена фиксированная (в Москве 10%) наценка к оптовой цене и, естественно, более выгодно продать импортный препарат за 100 руб., чем отечественный аналог за 10 руб.

Надежность опоры на собственные силы была убедительно подтверждена последними событиями. После 17 августа с.г. дистрибьюторы во избежание банкротства вынуждены были значительно поднять цены на импортные лекарства. Отечественные же производители до 01 сентября с.г. продолжали поставлять медикаменты по старым ценам, что внесло значительный вклад в поддержание достигнутого уровня лекарственного обеспечения населения и здравоохранения России.

В этих условиях ассоциация

считает, что основные усилия Правительства Российской Федерации, Минэкономики России, Минздрава России, всех участников фармацевтического рынка должны быть направлены не столько на изыскание валюты на закупку лекарств за рубежом, а на создание условий для развития отечественного производства медикаментов. Только в этом случае можно гарантированно обеспечить предусмотренное Конституцией право граждан России на бесплатную и льготную медицинскую помощь и обеспечить население высококачественными лекарствами по доступным ценам.

В настоящее время по поручению предприятий медицинской промышленности Совет ассоциации

разрабатывает предложения, направленные на максимальное удовлетворение потребностей населения и органов здравоохранения в медикаментах и изделиях медтехники. Эти предложения, а также результаты анализа перспективы развития фармацевтического рынка России, будут обсуждены на совместном расширенном заседании Советов ассоциации

и Российской фармацевтической ассоциации 16 октября с.г. и представлены в Правительство Российской Федерации.

По поручению Совета ассоциации

Президент ассоциации

Ю. Т. Калинин


Линии розлива антисептиков

Пока вакцинация населения не достигла максимального уровня, применение антисептиков в качестве превентивной меры профилактики заражения коронавирусной инфекцией остается актуальным.