Денег достаточно. Только нужно их считать
Сегодня "ФВ" продолжает обсуждение проблемы, касающейся создания в России собственного производства инсулинов.

Несмотря на то, что героями наших предыдущих публикаций на данную тему были производители (поскольку к кому, как не к ним, рассматриваемый нами вопрос относится самым непосредственным образом), сегодня мы решили отойти от этого правила. Своим взглядом на проблему с читателями "ФВ" делится генеральный директор дистрибьюторской компании "Артромед-Групп" Алексей Владимирович КОЛЕСНИКОВ.

Пригласить его к разговору нас побудило то, что упомянутая компания с первых дней своей работы специализируется, в частности, на поставке препаратов и средств диагностики, лечения и самоконтроля для больных сахарным диабетом. Компания стала крупнейшим импортером инсулина, на ее долю пришлось свыше 10% инсулинов, ввезенных в нашу страну в прошлом году. Слово генеральному директору компании "Артромед-Групп".

- Прежде чем начать разговор, расставим точки над "i": лично я ратую за всемерную поддержку отечественной фармацевтической промышленности, за создание условий для ее активного развития и повышения конкурентоспособности с зарубежными производителями ЛС. Меня удивляет порой то несколько необъективное отношение к рассматриваемой теме, проскальзывающее в некоторых публикациях. Как мне кажется, это происходит от не совсем полного понимания сути вопроса. И именно на этом мне и хотелось бы заострить внимание читателей "ФВ".

Я считаю, главный вопрос сегодня заключается не в поддержке отечественной медпромышленности, а в том, чтобы российские больные сахарным диабетом, которых, по разным данным, насчитывается несколько миллионов человек, были своевременно, в полном объеме и по доступной цене обеспечены качественными инсулинами и средствами их введения, а также средствами самоконтроля. Ведь даже самые горячие призывы развивать отечественное инсулиновое производство опираются в конечном итоге, именно на необходимость защитить наших больных сахарным диабетом от пертурбаций, связанных со скачками курса доллара и слабым наполнением государственного бюджета:

Вот почему необходимо говорить о путях решения проблемы в комплексе. Например, о том, чтобы без ущерба качеству жизни и здоровью больных диабетом сократить суммарные затраты на их лечение. Кстати, по данным Американской диабетической ассоциации, затраты на лекарства в общей стоимости лечения больных диабетом занимают в среднем 10%, из них непосредственно на инсулины приходится еще меньше. Конечно, в России соотношение не такое, однако и здесь лекарственной терапии принадлежит далеко не первое место. Или же стоит задуматься о том, как с наибольшей отдачей использовать выделяемые из бюджета на закупки импортного инсулина средства - по нашему мнению, наведение элементарного порядка в этой области в конечном итоге окажется гораздо более выгодным, чем затраты на создание новых производств.

Как правило, необходимость создания отечественного инсулинового производства сторонниками этой идеи обосновывается: а) желанием сэкономить бюджетные средства (от 60 млн до 90 млн у.е. в год); б) обеспечением пресловутой "стратегической безопасности" государства, которое, по идее, должно гарантировать выживание своих больных диабетом граждан вне зависимости от позиции зарубежных производителей и ситуации на ММВБ; в) защитой отечественного производителя и осуществлением курса на развитие импортзамещающей промышленности.

Начнем с того, что большинство стран мира, в том числе крупные и экономически развитые, не могут себе позволить, да и не стараются, создавать собственные инсулиновые производства полного цикла - от изготовления субстанций до розлива и упаковки (при этом никому и в голову не приходит говорить о нарушении национальной безопасности.). Кроме того, организовывать такие производства, в стране с населением 150 млн человек - весьма сомнительное вложение денег: так как рентабельной данная отрасль может стать, только работая в транснациональных и мировых масштабах. Нельзя забывать и о том, что создание производства - одна статья, а вот поддержание его в конкурентном состоянии и дальнейшее развитие - совсем другая, обходящаяся тем же мировым производителям в сотни миллионов долларов ежегодно.

По моему мнению, даже прикидочная стоимость создания подобной отрасли в промышленности, нацеленной на обеспечение потребностей здравоохранения за счет полностью российского инсулина, будет многократно выше, чем затрачиваемые на его закупку средства. Тем более, что рассуждения некоторых наших коллег о якобы чрезмерно завышенной цене, по которой продают в Россию инсулины ведущие мировые производители, на самом деле не вполне соответствуют действительности. Во всяком случае, средняя цена на инсулины, по которой наша компания работает с зарубежными производителями, определенно ниже, чем указанная г-ном Коломиным из ЗАО "Брынцалов А".

На мой взгляд, самой большой ошибкой для нас сегодня было бы замахиваться на очередное "плановое громадье". Даже имеющиеся ныне скудные государственные бюджетные средства, если их правильно расходовать, скорее всего позволят обеспечить всех больных необходимым количеством качественного инсулина.

Наши предложения заключаются в следующем.

Прежде всего необходимо предпринять шаги по элементарной оптимизации системы закупок инсулинов и средств их введения, так как именно благодаря формальному подходу к закупкам и распределению сахароснижающих препаратов бюджет теряет львиную долю не только денег, но и самого инсулина.

Дело в том, что данный вид бизнеса очень специфичен, и тем, кто им занимается, необходимо хорошо представлять эту специфику. Надо знать, что, когда и в каких количествах закупать, как прогнозировать падение и увеличение потребности в тех или иных видах инсулина. К сожалению, чиновники на местах порой ориентируются во всех этих факторах более чем поверхностно. Для них главное - сделать один большой заказ, поскольку это намного проще и, на первый взгляд, дешевле. В результате, скажем, раз в год или в шесть месяцев в тот или иной регион приходит большая партия инсулина, распределяющаяся крайне нерационально, так как реально оценить помесячную потребность местного здравоохранения в инсулинах на год вперед фактически невозможно. Это с высокой степенью достоверности можно сделать разве что на месяц. (Достаточно привести один пример с прошлогодними поставками индийского инсулина в рамках межправительственных соглашений. Наша компания несколько месяцев конкретно занималась тем, что пыталась помочь руководителям местных органов здравоохранения и фармации помочь справиться с последствиями этой "централизованной поставки": то излишки инсулина приходилось помогать реализовывать, то дополнительно поставлять средства введения:) Если у местных бюджетов есть средства, они все равно докупают что-то дополнительно, если нет - стараются обходиться тем, что есть. Лечение проводится нерационально, неэффективно, у больных возникают осложнения, приводящие к затратам на лечение и реабилитацию - получается замкнутый круг.

Кроме того, дополнительная нагрузка на бюджеты всех уровней возникает из-за наличия чрезмерного количества посредников, когда для приобретения всех необходимых средств диагностики и лечения сахарного диабета приходится обращаться к разным компаниям.

Исходя из нашего опыта работы, основанного, кстати говоря, на успешной деятельности в 61-м регионе России, оптимизировать и значительно удешевить закупки на местах можно следующим образом.

Первое. Местным органам здравоохранения следует определить поставщика, готового на регулярной основе поставлять весь ассортимент продукции, использующейся в лечении сахарного диабета, в любом количестве и в максимально короткие сроки. При этом нужно стараться всячески избегать использования при закупках всякого рода бартеров, взаимозачетов и т.п., поскольку это приводит к значительному удорожанию продукции.

Второе. Неплохо было бы также обратить внимание на рационализацию системы распределения инсулинов. Например, сегодня зачастую инсулины покупает сама аптека, при этом для нее, как для мелкооптового покупателя, цена поставщика будет выше. Приплюсуйте к этому разрешенную торговую надбавку и получите инсулин дороже минимум процентов на 30. Не лучше ли было бы использовать такую схему: за поставленный дистрибьютором в рамках тарифного соглашения инсулин расплачивается бюджет, а аптеки просто получают комиссионные? Можно не сомневаться, что инсулин для конечного потребителя стал бы значительно дешевле.

Третье. Следует регулярно проводить анализ реальной потребности в инсулинах, средствах введения и диагностики в каждой территории. Ведь не секрет, что по мере развития заболевания лекарственные схемы могут меняться, потребность в инсулинах расти или уменьшаться; наконец, к сожалению, часть больных умирает, а также появляются новые. Таким образом, ежемесячно производя закупки на основе анализа потребности и реального потребления, можно их корректировать в ту или иную сторону.

Могу сказать, что в тех работающих с нами регионах (причем далеко не самых "бедных"), где используют такую схему, потребление инсулина нередко снижается за счет более рационального его использования. (Да и для любого дистрибьютора стабильные, хотя и меньшие по объему, поставки предпочтительнее резких всплесков и падений спроса.) Если же говорить о цифрах, то экономия таким образом достигается в 25-30% средств - подчеркнем, без снижения уровня обеспечения больных диабетом лекарствами.

Наконец, существенно уменьшить расходы на лечение больных можно путем использования более дорогих, но одновременно и более качественных человеческих генно-инженерных инсулинов: это позволяет сократить ежедневную дозу примерно на треть и, кроме того, многократно снижает риск и остроту проявления поздних осложнений диабета. Нельзя забывать и о возможностях снижения потребления инсулина при использовании современных средств введения. Во всем цивилизованном мире давно уже активно применяются шприц-ручки с человеческим инсулином, а у нас, снова, как в каменном веке, о животных инсулинах во флаконах.

Все эти меры не требуют ни крупных расходов бюджета, ни времени, необходимых для создания собственного производства, - их можно принять хоть завтра. А эффект, поверьте, будет куда более заметным, чем от строительства или модернизации десятка заводов, для которых еще надо найти сырье.

В заключение хотелось бы коснуться и еще одного аспекта, о котором, по всей видимости, забывают патриотически настроенные сторонники срочного создания в России собственных инсулиновых производств полного цикла. Речь идет о последствиях вытеснения с нашего фармрынка ведущих мировых производителей инсулина. Смею вас уверить, ни "Ново Нордиск", ни "Эли Лилли", ни "Хехст" без российских закупок не разоряться. А вот что потеряем мы? Например, я даже не хочу говорить о регулярной гуманитарной помощи, которую оказывают России эти компании - счет за последние несколько лет пошел на десятки миллионов долларов. Бог с ней, с помощью, ведь, в принципе, принимать ее довольно унизительно: Однако нельзя забывать, что сахарный диабет - заболевание, течение которого, а также влияние на качество жизни больного в огромной степени зависит от самого пациента, от его информированности, обученности, умения правильно организовать распорядок дня и жизни в целом. Научиться этому можно в школах для больных сахарным диабетом, которых те же "Ново Нордиск" и "Эли Лилли" открыли в России десятки. А обучение врачей, а научные симпозиумы и обмены, издание и распространение научной, методической литературы, журналов, поддержка обществ больных и врачебных ассоциаций?.. В результате этой работы сотни наших врачей могут не только получать последние данные о способах лечения сахарного диабета, но и знакомятся с опытом работы своих коллег за рубежом (кстати говоря, сообщая им и о наших, отечественных разработках). Не в обиду кому будь сказано, но можно ли назвать хотя бы одного российского производителя, который готов поставить такую работу на достаточно высоком уровне? Да и вообще, вспомните ситуацию с инсулинами, которая была у нас лет 10-15 назад, еще во времена СССР. Самих инсулинов было достаточно, но смертность и инвалидизация больных сахарным диабетом - заметно выше, а о каком бы то ни было приемлемом качестве жизни этих людей говорить вообще не приходилось. Боюсь, в случае ничем не оправданного вытеснения с российского рынка крупных зарубежных фирм мы ничего не выиграем.

Короче говоря, агитируя за российское производство инсулинов, нужно, в первую очередь, подсчитать, насколько это нашей стране окажется выгодно, и не правильнее ли будет решать проблему в целом, а не частично.

Записал Р. Панюшин

Источник: "Фармацевтический Вестник"


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Авилон ФК Авилон ФК
Северная Звезда Северная Звезда
Ретиноиды Ретиноиды
Пептид-Био Пептид-Био
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
ЯФФ ЯФФ
Карипаин Карипаин
Пальма Пальма
Дальхимфарм Дальхимфарм
Косфарма Косфарма
Канонфарма Канонфарма
Органика Органика