Самоограничения международной фармацевтической индустрии по актуальным вопросам жестче, чем требования российского законодательства
04 июня 2013 г., Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) разработала и опубликовала новый Кодекс надлежащей практики. Обновленный документ регламентирует больший спектр активностей фармацевтических компаний, чем предыдущий Кодекс маркетинговой практики Ассоциации международных фармацевтических производителей в редакции 2009 года, который распространялся преимущественно на маркетинговые активности, связанные с продвижением фармацевтических продуктов.
Концептуальное обновление Кодекса стало необходимым в связи с
существенными изменениями законодательства Российской Федерации,
вступившими в силу в 2011 году, а также с принятием новой редакции
Кодекса Международной Федерации Фармацевтических Производителей и
Ассоциаций (IFPMA), в состав которой входит AIPM.
Примечательно,
что Кодекс открывают предисловия врио Руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере здравоохранения, являющегося уполномоченным органом по
проведению проверок соблюдения медицинскими и фармацевтическими
работниками установленных законом ограничений и директора Института
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации. Именно этот институт осуществляет научно-правовое
обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации и других
высших органов государственной власти.
Впредисловии
Росздравнадзора подчеркивается важная роль Кодекса надлежащей практики
AIPM, «призванного обеспечивать в рамках саморегулир! ования в ысокие
этические стандарты деятельности фармацевтических компаний», а также
выражается надежда, что «совместными усилиями удастся сформировать
цивилизованную правоприменительную практику и обеспечить
профессиональное взаимодействие медицинского сообщества и
фармацевтической индустрии в интересах российских пациентов в строгом
соответствии с законодательством Российской Федерации».
Талия
Хабриева, директор Института законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических
наук, академик РАН в предисловии следующим образом охарактеризовала
значимость нового Кодекса для отрасли: «Примером локального
нормотворчества, направленного на формирование оптимальной с точки
зрения согласованности частных и публичных интересов модели поведения
участников международного фармацевтического рынка, является Кодекс
надлежащей практики Ассоциации международных фармацевтических
производителей. <…> Полагаем, что Кодекс надлежащей практики AIPM,
задающий высокие этические стандарты деятельности фармацевтических
компаний, заслуживает самого внимательного рассмотрения не только со
стороны компаний – членов Ассоциации, но и иных представителей
фармацевтического сообщества и органов, регулирующих данную сферу
деятельности».
Владимир Шипков, исполнительный директор
«Ассоциации международных фармацевтических производителей»: «AIPM – пока
единственная в России организация, которая самостоятельно взяла на себя
обязанность по саморегулированию деятельности компаний-членов
Ассоциации. Мы считаем саморегулирование важным фактором, позволяющим
обеспечивать цивилизованное взаимодействие фармацевтических компаний с
обществом в целом, а также с медицинским и фармацевтическим сообществом,
в частности. Кодекс – это реально действующий механизм, который задает
высокие стандарты деятельности и поз! воляет о перативно реагировать не
только на обращения, связанные с уже свершившимися фактами, но и
возможными активностями, содержащими риск вступления в противоречие с
положениями Кодекса. Любой гражданин, организация, компания может
обратиться к нам по факту нарушения Кодекса, и мы беспристрастно
рассмотрим обоснованное обращение».
Новый
Кодекс надлежащей практики регулирует не только рекламу
фармацевтических продуктов, адресованную различных аудиториям, но и
такие сферы деятельности, как взаимодействие со специалистами
здравоохранения, пациентскими организациями, с аптеками/аптечными
сетями, пострегистрационные клинические, наблюдательные,
эпидемиологические и маркетинговые исследования, распространение
фармацевтическими компаниями или организациями, представляющими их
интересы, информации, имеющей отношение к здоровью и заболеваниям
человека, мероприятия по продвижению фармацевтических продуктов для
специалистов здравоохранения, использование сети Интернет и других
цифровых каналов связи для продвижения фармацевтических продуктов.
Мадина
Плиева, директор по юридическим вопросам AIPM: «Наша страна серьезно
продвинулась в области законодательного регулирования сферы
здравоохранения и взаимодействия представителей фармацевтической
индустрии с медицинским сообществом. Однако реальная практика применения
новых законов ф! ормирует ся продолжительное время. Кодекс – более
«живой и подвижный» формат саморегулирования, позволяющий более детально
прописать требования к тем или иным активностям компаний. Необходимо
подчеркнуть, что требования, которые предъявляются в рамках Кодекса,
гораздо жестче законодательных ограничений».
Ассоциация
международных фармацевтических производителей (AIPM) объединяет более
50 международных компаний, на долю которых приходится свыше 80% мирового
фармацевтического производства и более 60% объема лекарственных
средств, поставляемых на территорию Российской Федерации.
В 1998
году Ассоциацией был принят Кодекс маркетинговой практики, сыгравший
важную роль в установлении правил цивилизованного продвижения
фармацевтической продукции на российском рынке. Впоследствии Кодекс
несколько раз дополнялся и перерабатывался, что было обусловлено
развитием фармацевтического рынка России, расширением арсенала доступных
рекламных средств, а также растущим вниманием к этическим аспектам
маркетинговой деятельности в мире.
Новый Кодекс надлежащей
практики вступил в силу 1 января 2013 года и доступен на сайте
Ассоциации www.aipm.org, а также в печатной версии.
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:
Алексей Шавензов,
директор по коммуникациям AIPM
тел.: +7 (495) 933 7040,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.