Стратегия развития фармацевтической
промышленности РФ предполагает увеличение в 2020 году доли
фармпродукции отечественного производства в общем объеме внутреннего
потребления до 50%. Одним из путей достижения этой цели является
создание в России фармацевтических кластеров.
Помогут
ли они решить проблему? На этот и другие вопросы отвечает председатель
Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской
промышленности Валерий Сергиенко.
-Чем вызвана необходимость создания фармкластеров в России?
- Велением времени. Это не российская инновация. Они действуют в Европе
и Америке. Фармацевтический кластер относится к процессным кластерам,
которые образуются предприятиями, относящимися к так называемым
процессным отраслям - химической, целлюлозно-бумажной, металлургической и
биотехнологической. В то же время его следует отнести к инновационным и
"творческим" кластерам, которые развиваются в так называемых "новых
секторах", таких как информационные технологии, биотехнологии,
лекарственные средства. Инновационные кластеры включают большое
количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации
технологий и результатов научной деятельности, проводимых в вузах и НИИ.
Следовательно, фармкластер следует отнести к кластеру
смешанных типов, поскольку он сочетает признаки нескольких типов
кластеров. В нем обязательно наличие научно-исследовательского
подразделения, оно будет разрабатывать новые препараты, которые станут
внедряться на предприятиях кластера. Плюс участие местных властей - с
позиции обеспечения рабочей силы, образования и т.д. Но это идеальное
представление о фармкластере.
- Готова ли законодательная база для создания кластеров?
- Фармрынок не существует сам по себе. Можно произвести важное и нужное
лекарство. Но здоровье населения лишь на 15-20% зависит от таблеток и
у!
силия вр
ачей, а на 80% - от условий жизни. И продолжительность жизни мы с
помощью лекарств не увеличим. Это только помощь заболевшему человеку.
Так что здесь требуется системный подход, который используется во всем
мире. Сначала надо создать национальную политику - в данном случае
национальную лекарственную политику. Этот документ должен ясно
рассказать: к чему мы стремимся, что будем производить у себя, что
покупать за рубежом. Затем должны следовать законы в развитие
национальной политики, скажем, закон о лекарственных средствах,
подзаконные акты-постановления правительства, приказы и т.д.
У
нас же, к сожалению, нет понимания того, куда следует двигаться, а
законы издаются, причем непрямого действия. К каждому прилагается еще
множество подзаконных актов, которые впоследствии сам закон "вырубают".
В ФЗ "Об обращении лекарственных средств" сказано: лекарственные
средства может выпускать предприятие, аттестованное по GMP. У нас до сих
пор на правительственном уровне российские правила GMP не утверждены.
Фармакопея России вышла только в 2008 г., да и то только пока 1-я
часть.
Но это касается фармацевтики в целом. Для кластеров
пока также законодательной базы нет, есть упоминания в ФЦП, что мы их
приветствуем. Однако прежде чем создавать эту базу, надо прийти к
единому мнению, что же такое кластер. Многие путают его с холдингом. В
чем ошибка руководителей, где уже объявили о создании кластеров? Они
думают, что если на ограниченной территории есть несколько
фармпредприятий, то это уже кластер. Но это далеко не так. В ТПП России
сейчас готовится концепция о фармкластерах, потом передадим ее в
минздравсоцразвития, минпромторг и другие ведомства, которые призваны
обеспечить развитие фармкластеров.
- Как здесь может проявить себя малый и средний бизнес?
- Предприятия МСБ могут войти в состав кластера. Например, за рубежом
так делают фирмы, отправленные в свободное плавание !
от униве
рситетских кафедр или НИИ. Вот группа ученых изобрела новое лекарство.
Альма-матер им может выделить помещение, а государство создаст условия
для получения инвестиционного кредита - конечно, не за 20%, как сейчас.
И пусть они делают лекарственный препарат. Вот это и будет малый
бизнес, входящий в кластер.
На тему передачи помещений
имеется закон, по которому структуры РАН и образовательные учреждения
могут передавать таким фирмам в собственность оборудование и помещения.
Хотя сначала было написано: в безвозмездную собственность, а потом
подправили - на общих условиях в аренду. И "похоронили" закон. Какой же
ученый и на какие деньги сможет арендовать площади или оборудование в
своем институте?
- У регионов есть заинтересованность в создании кластеров?
- Да, конечно, это же инвестиции, дополнительные рабочие места.
Ярославль, Калуга, Санкт-Петербург, Алтайский край и другие регионы уже
активно их создают. Регион выделяет землю и обращается к
бизнес-сообществу: кто готов инвестировать? Тут разный подход может
быть. Если это фирма зарубежная, она может просто перенести производство
в Россию. Либо создается новая компания, либо уже готовый игрок
фармрынка на свои средства строит производство. В основном "центром
кристаллизации" в этих кластерах выступают западные фирмы.
Источник текст: Ирина Фурсова