Ассоциация международных производителей медицинских изделий IMEDA,
представляющая в России ведущих мировых компаний-производителей
медицинских изделий, обеспокоена рядом положений проекта Федерального
Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Обеспокоенность вызывают положения, касающиеся ограничений на общение
представителей компаний-производителей медицинских изделий с
практикующими врачами и использование ими на территории лечебного
учреждения логотипов медфирм,
определения понятий "медицинские изделия" и "производитель медицинского
изделия", а также введение стандартов оснащения для разных медицинских
организаций по оказанию ими медицинской помощи, механизмы принятия и
обновления которых ясно не прописаны в проекте законодательства.
На
сегодняшний день индустрия медицинских изделий является одной из самых
инновационных отраслей мировой промышленности, а жизненный цикл
высокотехнологичного медицинского изделия сократился до 18-24 месяцев. В
отличие от фармацевтической продукции, для полноценного
использования современного медицинского изделия практикующего врача
необходимо обучить. Провести полноценное обучение в нерабочее время (это
та возможность, которая остается у врача в соответствии с текстом данного Законопроекта) невозможно.
Более
того, введение сформулированного в законопроекте запрета на общение
представителей компаний с медицинскими работниками идет в разрез
с заключаемыми госконтрактами при поставке медицинских изделий, по
которым компания-поставщик, в ряде случаев, обязана осуществит!
ь монтаж
и наладку поставленного товара, а также обучить лиц, осуществляющих
использование и обслуживание товара.
Помимо
выполнения роли обучающих и разъясняющих особенности использования,
представители компаний-производителей выступают в
роли "технологического аналитика", получая отзывы врачей об
используемых ими изделиях, анализируют данные, на основе которых
разработчики совершенствуют медизделия.
По словам председателя IMEDA Александры Третьяковой,
"попытки вводить жесткие и однозначные запреты на взаимодействие
разработчиков и пользователей уже проводились во многих странах, но не
получили поддержки экспертов и были признаны неэффективными и
ограничивающими развитие здравоохранение. Решением проблемы является
совместная выработке приемлемых правил взаимодействия участников рынка и
постоянный открытый диалог между регуляторами, специалистами и
производителями. "
Во-вторых,
в Законопроекте установлен запрет на использование медицинскими
работниками на территории медицинской организации предметов, имеющих
логотип компании или торговое наименование медицинского изделия. По
мнению членов Ассоциации, это невозможно, посколькулюбое медицинское изделие и его комплектующие, аксессуары и расходные материалы всегда имеют логотип и торговое наименование.
В-третьих,
зафиксированный на законодательном уровне стандарт оснащения
медицинской организации, а также механизмы его введения, оценки соответствия возможностям системы здравоохранения и потребностям конкретных
медицинских учреждений требует более полного и
развернутого определения. Непрозрачный и костный стандарт может
оказывать прямое негативное влияние на внедрения новейших и эффективных
технологий в России. По мнению Ассоциации, необходима более четкая
формулировка, предусматривающая возможность определения минимального
стандарта оснащения в зависимости от вида медицинского учреждения. При
этом медицинская организация должна самостоятельно решать, какие изделия
и оборудование ей необходимо с учетом потребностей населения и
возможностей специалистов, работающих в конкретной больнице или
поликлинике.
Ассоциация IMEDA направила
письма с изложенными выше рекомендациями в Госдуму, правительство РФ и
заинтересованные организации. В Ассоциации надеются, что данные
предложения будут восприняты в качестве основы для конструктивного
диалога между отраслью и уполномоченными органами ответственными за
принятие решений.