Как говорится в пояснительной записке к документу, разработка законопроекта позволяет решить ряд целевых задач, связанных с реализацией отдельных мероприятий Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной приказом Минздрава России от 13 февраля 2013 г. № 66, выполнением Плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р, в отношении рынка лекарственных средств.
Для реализации мер, направленных на оптимизацию ассортимента
лекарственных препаратов, обращающихся на рынке, и обеспечения их
качества внесены изменения в статью 4 Федерального закона, в результате
которых понятийный аппарат дополнен такими важными терминами, как:
биологический лекарственный препарат; взаимозаменяемые лекарственные
препараты; фармакопейные стандартные образцы. Введены понятия,
используемые в нормативной документации на лекарственный препарат:
владелец регистрационного удостоверения, производственная площадка,
группировочное наименование лекарственного препарата.
Федеральным
законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
впервые введено понятие "редкие (орфанные) заболевания", а также
закреплены полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по обеспечению лекарственными препаратами граждан,
страдающих указанными заболеваниями.
Одновременно законопроектом
уточняется понятийный аппарат в сфере обращения лекарственных средств,
содержащийся в статье 4 Федерального закона, в частности:
фармацевтическая субстанция, воспроизведенное лекарственное средство,
разработчик лекарственного препарата, гомеопатический лекарственный
препарат, исследование биоэквивалентности лекарственного препарата.
Практика
реализации Федерального закона показала необходимость наделения
соответствующих федеральных органов исполнительной власти
дополнительными полномочиями, в том числе по:
- организации
государственного контроля за соблюдением правил организации производства
и контроля качества лекарственных средств, утвержденных уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти;
- утверждению порядка
осуществления государственного контроля за соблюдением правил
организации производства и контроля качества лекарственных средств;
- утверждению правил надлежащей лабораторной практики, надлежащей
клинической практики, надлежащей практики хранения и транспортировки
лекарственных препаратов, надлежащей практики реализации лекарственных
препаратов для медицинского применения, надлежащей аптечной практики;
- установлению порядка формирования регистрационного досье, требований к документам и данным в составе регистрационного досье;
- утверждению правил рационального выбора наименований лекарственных препаратов для медицинского применения;
- утверждению перечня наименований лекарственных форм;
- формированию реестра типовых инструкций по применению лекарственных препаратов.
Законопроектом
предусмотрено внесение изменений, связанных с реализацией комплекса
мероприятий, касающихся: соблюдения сроков регистрации, определения
особенностей экспертизы отдельных групп лекарственных препаратов,
оказания заявителям консультационных услуг, гармонизации правовых норм в
части формирования регистрационного досье, а также внедрения требований
надлежащей лабораторной практики и надлежащей клинической практики,
надлежащей практики хранения и транспортировки лекарственных препаратов,
надлежащей практики реализации лекарственных препаратов для
медицинского применения, надлежащей аптечной практики, с международным
законодательством, введения дополнительного периода реализации,
произведенных в соответствии с графиком и объемом производства
лекарственных средств, с момента подачи заявления о внесении изменений в
регистрационное досье.
Законопроектом предусмотрена необходимость
установления Правительством Российской Федерации особого порядка
регистрации лекарственных препаратов, предназначенных для применения в
условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения
заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия
неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, и
разработанных по заданию федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных в области безопасности и обороны Российской Федерации.
"Законопроект
прошел детальное обсуждение в профессиональном и пациентском
сообществе, в том числе, на площадке Аналитического центра при
Правительстве РФ", - отметил первый заместитель министра здравоохранения
Игорь Каграманян, представляющий законопроект в Госдуме.
Проект закона единогласно поддержан депутатами в первом чтении. Результат голосования: 383 голоса - «за», ни одного - «против»