С 17 февраля 2014 г. на официальном сайте Минздрава изменилась форма «электронного кабинета заявителя» (портал, через который компании обязаны в электронном виде подавать заявления на получение разрешений на клинические исследования дополнительно к подаче их в бумажной форме). К предусмотренным ранее документам добавились «сообщение о СНЯ» (серьезном нежелательном явлении) и «отчет о безопасности». Нововведение сопровождается соответствующими инструкциями по заполнению, а также разъяснительным письмом Минздрава.
В письме признается, что в соответствии с законом мониторинг
безопасности лекарственных средств осуществляется Росздравнадзором.
Однако, «в целях реализации принципов открытости в системе
государственного управления и оптимизации взаимодействия субъектов
обращения лекарственных средств с уполномоченным органом федеральной
исполнительной власти» заявителям предоставлена возможность направлять
данные также в электронную систему Минздрава.
Инициатива
позиционируется как добровольная для заявителей. Однако в Ассоциации
организаций по клиническим исследованиям (АОКИ) опасаются, что речь идет
о «добровольно-принудительной» практике. Так, в Ассоциации уверены, что
большинство компаний просто не отважится проигнорировать
недвусмысленный посыл Минздрава и будет вынуждено размещать данные
вопреки своей воле. Ссылка же на принцип открытости выглядит как
прикрытие, речь идет об информации, которую заявитель направляет в
Минздрав, она не размещается в открытом доступе.
В ассоциации
считают, что Минздрав России пытается встроиться в систему мониторинга
данных по безопасности лекарственных препаратов, полномочия по которому
официально закреплены за Росздравнадзором.
«Предложенная
министерством схема сбора данных не соответствует действующему
законодательству и международной практике. Так, заявителям предлагается
подавать сообщения о серьезных нежелательных явлениях, тогда как по
закону должны собираться данные о реакциях. Разница для специалистов
огромная: реакция – это негативное событие, связанное с приемом
препарата, тогда как явление может такой связи и не иметь. Кроме того,
срочному сообщению в клинических исследованиях подлежат не просто
серьезные, а серьезные и при этом непредвиденные реакции (т.е. те,
сущность и тяжесть которых не согласуется с уже имеющейся информацией о
препарате). К чему может привести неправильно построенная система
сообщений данных по безопасности? К невозможности адекватной оценки и,
соответственно, ошибочным решениям регулятора», - говорится в сообщении
ассоциации.
«Мы не возражаем, если Минздрав возьмет на себя
полномочия по мониторингу безопасности лекарственных препаратов. Но в
установленном порядке, внеся изменения в соответствующее постановление
Правительства, - говорит исполнительный директор АОКИ Светлана Завидова,
– пока же предложенная схема вызывает массу вопросов, часть из которых,
как представляется, может заинтересовать Счетную палату. Нам же эта
система не дает ничего, кроме необходимости дублировать данные,
направляемые по закону в Росздравнадзор».