И ведет переговоры о выпуске дорогих препаратов в России и не собирается тратить больших сумм на рекламу.

Ольга Кучерова "ВЕДОМОСТИ" Четверг 9 сентября 1999-09-12

 

После многолетней "борьбы за аспирин" германский концерн Bayer наконец-то восстановлен в правах на торговую марку. До сих пор компания не занималась активным продвижением этого продукта, теперь собирается наверстывать упущенное. В то же время из-за снижения в России платежеспособного спроса у BAYER , как и других западных фармацевтических компаний, возникли проблемы с продажей дорогих препаратов. О борьбе за аспирин и о том, как компания собирается выживать в нынешних условиях, рассказывает глава АО "Байер" (дочерней кампании германского концерна Bayer AG) Хайнер Гаттино.

 

- Господин Наттино, вы в течение пяти лет отвоевывали свои права на торговую марку "Аспирин" и в конце концов победили. А из-за чего, собственно, спорили, если изначально и ацетилсалициловая кислота, и само слово "аспирин" придумано специалистами Bayer?

 

Мы действительно изобрели аспирин и зарегистрировали его еще в конце прошлого века. И в Россию мы со своим продуктом пришли тогда же. Но когда было изменено российское патентное законодательство, нам пришлось регистрироваться заново - тогда-то и возникли проблемы. Нашу торговую марку сначала зарегистрировали, а потом, после обращения UPSA в суд, регистрацию аннулировали. А дальше шел долгий спор о том, считать ли слово "аспирин" торговой маркой, или понятием, вошедшим во всеобщее употребление. Наши оппоненты опирались в основном на словари русского языка, а мы отталкивались от международных соглашений о защите прав на интеллектуальную собственность, заключенных еще в 60-х гг. После почти пятилетних судебных разбирательств Верховный суд России отменил все прежние постановления, которые принимались не в нашу пользу. Признано, что "аспирином" может называться только наш препарат.

 

- А что теперь будут делать ваши конкуренты?

 

- Мне трудно говорить за них, но в любом случае им придется поменять название, к примеру, на тот же UPSARIN, и заняться продвижением этой марки.

 

- Ваша компания не будет требовать какой-либо компенсации за использование торговой марки - UPSA же, по сути, контролирует рынок импортного аспирина?

 

- Нет, мы достигли с фирмой UPSA договоренности, что в случае принятия решения суда в нашу пользу они прекращают после 1 сентября поставки своего продукта под нашим торговым знаком в Россию, а мы в свою очередь не препятствуем распродаже уже завезенного товара. Остальным компаниям, использующим товарный знак "аспирин", будут высланы официальные уведомления о наших исключительных правах на этот товарный знак и будет предложено найти иное название для своих препаратов.

 

-Как вы полагаете, эта победа что-то изменит на рынке "аспирина"? Вы рассчитываете на серьезный прорыв и резкое увеличение рыночной доли?

 

- Я не хотел бы строить подобного рода предположения. Рыночная доля в этом секторе очень сильно зависит от того, сколько вложено в рекламу и продвижение марки. Прогнозировать масштабные инвестиции сейчас очень сложно, но определенные маркетинговые шаги, безусловно, будут предприняты. В частности, будут инвестиции в телерекламу. Вообще я хотел бы отметить (причем это относится ко всем компаниям), что в нынешней ситуации конкурентоспособными подобные лекарственные препараты могут быть только тогда, когда они производятся здесь за рубли и за рубли же продаются. Все, что зависит от валюты, будет заведомо дороже.

 

- По-видимому, именно с этим связаны проблемы вашего фармацевтического подразделения?

 

- Я хотел бы подчеркнуть, что производство и продажа фармацевтических продуктов - это лишь часть нашего бизнеса, и эта часть безусловно, сильнее всего испытала на себе последствия российского финансового кризиса. Если в секторе промышленных продуктов (полимерных материалов, пластиков и компонентов для их производства) объемы продаж не уменьшились по сравнению с началом 1998 г., то в фармацевтических подразделениях этот показатель сократился вдвое в первой половине 1999г. по отношению к первому полугодию 1998 г., что вызывает серьезную тревогу.

 

-Насколько нам известно, неутешительные полугодовые результаты стали причиной массовых увольнений в подразделении "Фарма"?

 

- Из-за резкого сокращения данного сегмента рынка (импортных лекарств. -О.К.) нам пришлось объединить два подразделения- безрецептурных препаратов, в котором работало 20 человек, и рецептурных препаратов, где было 70 сотрудников, - в отдел со штатом 30 человек. Естественно, мы уменьшим затраты на рекламу и промоуторскую деятельность, то есть не будем заниматься активным продвижением своих порговых марок.

 

- Каким вам представляется будущее рынка дорогих рецептурных препаратов? Сильно ли он "ужался" за прошедший год?

 

-За прошедший год объем фармацевтического рынка уменьшился, конечно, но не так уж сильно: по моим оценкам, он составлял примерно $2 млрд до кризиса, сейчас это около $1,5 млрд. Безусловно, очень сильно сократится импорт, он будет сокращаться и дальше, скорее всего в ближайшем будущем он сократится до 20-30% от всего объема рынка. Но возникающие "пустоты" будут тут же заполняться более дешевыми аналогами производства стран Восточной Европы, может быть, индийскими, и, конечно, отечественными препаратами.

 

- То-есть вы полагаете, что у российских производителей лекарств наступают благословенные времена?

 

-Сейчас для российских компаний, как производителей, так и оптовиков, действительно очень благоприятные условия - они за счет низкой себестоимости и, соответственно, цены товара, могут очень сильно выиграть.

 

-А как вы собираетесь выживать сейчас в России? Расширять производство?

 

-Это самое разумное, что можно сделать в нынешних условиях. Сейчас ведутся переговоры с некоторыми российскими предприятиями, которые могли бы стать нашими партнерами по организации производства относительно дорогих рецептурных препаратов, таких как адолат (сердечный препарат), ципробай (антибиотик), может быть, глюкобай (средство для больных сахарным диабетом). Мы планируем начать с конечной стадии производства продукции - формуляции препарата и его упаковки, а затем, в зависимости от результатов, перейти и к остальным стадиям.

 

-Налаживать производство аспирина в России вы пока не намерены?

 

-До сих пор мы об этом не думали. Теперь, возможно подумаем.

 

Директор Bristol-Myers Squibb по маркетингу безрецептурных средств в Центральной и Восточной Европе Олег Журов ответил на вопросы "Ведомостей", касающиеся торговой марки "Аспирин".

 

-Скажите, почему UPSA начала продавать свою ацетилсалициловую кислоту под маркой "Аспирин"? Ведь во многих других странах этот продукт носит название UPSARIN?

 

- Наш аспирин называется UPSARIN далеко не везде. Например, во Франции, Великобритании, США, Японии, где аспирин так же, как и в русском языке, является общеупотребимым словом, наш продукт продается под именем "Аспирин УПСА", а в название продукта Bayer также включено имя компании - "Аспирин Байер". В Восточной Европе - да, принято название UPSARIN.

 

- Но ведь Bayer первым пришел в Россию и первым зарегистрировал свою торговую марку?

 

- -Это было в начале века, а потом во время Второй мировой войны компания потеряла марку во всех странах, которые воевали против Германии. В 70-е гг. у Bayer была возможность восстановить свой права в России, но он почему-то этого не сделал. А к тому моменту, когда компания зарегистрировала ее во второй раз в 1992г.,слово

 

"аспирин" уже давно вошло во всеобщее употребление. Даже в справочнике "Фармакопея", издаваемом Минздравом России, в последнее время это слово употреблялось как нарицательное. Поэтому, когда было принято решение об эксклюзивных правах BAYER на торговую марку "аспирин", мы подали апелляцию.

 

- -Почему же вы отказались от борьбы сейчас, если считаете, что имеете право продавать свои препараты под этой торговой маркой?

 

- Собственно говоря, кроме той единственной апелляции мы больше в суды не обращались, это Bayer судился с Роспатентом. Сейчас мы могли бы снова подать апелляцию и тогда вся это история продолжилась бы, но мы решили, что не стоит понапрасну тратить время и нервы и не стали опротестовывать решение Арбитражного суда Москвы. Лучше мы направим наши усилия на продвижение UPSARIN. Это будет гораздо рациональнее.

 


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Косфарма Косфарма
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Авилон ФК Авилон ФК
Канонфарма Канонфарма
Пептид-Био Пептид-Био
ЯФФ ЯФФ
Органика Органика
Ретиноиды Ретиноиды
Карипаин Карипаин
Пальма Пальма
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Северная Звезда Северная Звезда
Дальхимфарм Дальхимфарм