Депутаты Госдумы и регуляторные органы

не намерены мириться с нынешней ситуацией на рынке биологически

активных добавок (БАД) и собираются в скором будущем значительно

ужесточить правила распространения этих продуктов.

Как заявила

на днях начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной

конкуренции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Ирина Васеленкова,

на минувшей неделе из Госдумы в антимонопольное ведомство поступил на

согласование законопроект, полностью запрещающий рекламировать БАД в

СМИ и какими-либо другими общедоступными способами.

«В этом

документе говорится, что рекламировать БАД можно только на

специализированных выставках, конференциях и в изданиях, рассчитанных на

медработников. Хочу отметить, что ФАС склонна поддержать эту

инициативу», -- сообщила г-жа Васеленкова, выступая на «круглом столе»

по БАД в рамках проходившего в Москве международного медицинского форума

«Индустрия здоровья».

Стоит отметить, что появление новой

законодательной инициативы совпало с провалом в Госдуме всех

«антибадовских» поправок к законопроекту «Об обращении лекарственных

средств», который был принят во втором чтении в минувшую среду.

Наиболее

громкая из так и не попавших в законопроект поправок предполагала

полное изгнание БАД из аптек и вызвала настоящую панику среди

отечественных производителей активных добавок к пище, чей бизнес (в

отличие от иностранных компаний) ориентирован именно на аптечную

дистрибуцию.

«Если бы такая поправка к 52 статье нового

законопроекта (регламентирует порядок розничной торговли лекарственными

препаратами и допускает присутствие в ассортименте аптек продуктов

лечебного питания) была бы принята, то это означало бы, что 70% всех

БАД, реализуемых в стране, стали бы нелегальными», -- отмечает

исполнительный директор Некоммерческого партнерства производителей

биологически активных добавок к пище Марина Пономарева!

. Именно

такая доля легального оборота добавок сейчас реализуется через

аптечные учреждения.

Отклонена эта инициатива была во многом

благодаря существованию еще одной -- столь же радикальной, но прямо

противоположной по смыслу -- поправки, требующей запретить продажу БАД

везде, кроме аптек. А также в силу того факта, что некоторые депутаты

Госдумы и вовсе требуют принять отдельный закон, регулирующий рынок

БАД.

Но радоваться производителям добавок к пище пока рано. О

намерении власти сузить рынок товара, зачастую рекламируемого как

панацея от всех болезней, но являющегося в лучшем случае плацебо --

безвредными пустышками, и свидетельствует законопроект, поступивший на

согласование в ФАС. К тому же представители антимонопольного ведомства,

похоже, полностью разделяют мнение коллег из Минздравсоцразвития,

курирующих фармрынок, -- те подержали вытеснение БАД из аптек, объясняя

это тем, что готовы отвечать только «за лекарства и лечение».

Между

тем биологически активные добавки к пище лекарствами не являются, и

любое упоминание, например, в рекламе или инструкциях по применению об

их лечебных или профилактических свойствах является незаконным. На этой

норме, прописанной в законе о рекламе, и основана большая часть

претензий ФАС к производителям БАД.

«Все три года работы нового

закона о рекламе мы наблюдаем просто катастрофическую ситуацию в сфере

продвижения БАД, -- говорит Ирина Васеленкова. -- В 100% случаев такая

реклама сообщает недостоверные сведения о продукте». Суть таких

сообщений сводится к тому, что рекламируемый продукт «лечит».

По

ее словам, как правило, установить рекламодателя «лживых» роликов не

удается, а значит, и претензии, то есть штраф в размере 500 тыс. руб.,

предусмотренный законом, выставлять некому. «Такая ситуация никого не

может устроить, поэтому ФАС некоторое время назад вышла с инициативой

ввести ответственность за подобную информацию и

рекламораспространителя», -!

- сообщи

ла г-жа Васеленкова.

Но производители и продавцы добавок еще

надеются на продолжение дискуссии во властных кругах.

«Особенность

сложившейся ситуации в том, что за мошенников, появляющихся на

несколько дней со своей агрессивной и недостоверной рекламой и

распространяющих свой сомнительный товар с помощью дистанционных

продаж, отвечают добросовестные производители, распространяющие свой

товар в аптеках и соответственно проходящие двойной контроль -- при

передаче товара оптовикам и при вхождении в аптечную сеть», - отметила в

своем выступлении руководитель российской компании «Эвалар» Наталья

Прокопьева.

По ее словам, неточность формулировок самого закона

о рекламе (к примеру, там говорится, что реклама БАД не должна

вызывать «впечатление», что речь идет о лекарственном средстве)

позволяет регулирующим органам злоупотреблять своими полномочиями.

«Как только мы говорим в рекламе хоть о каком-то эффекте, который

дает прием БАД, мы рискуем быть обвиненными в недобросовестности. Мы

выступаем за корректные формулировки для всех», -- говорит г-жа

Прокопьева.


«Северная звезда» открыла новый корпус фармацевтического завода в Низино

Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.

 
Канонфарма Канонфарма
Пептид-Био Пептид-Био
Косфарма Косфарма
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
ЯФФ ЯФФ
Ретиноиды Ретиноиды
Органика Органика
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Авилон ФК Авилон ФК
Карипаин Карипаин
Пальма Пальма
Северная Звезда Северная Звезда
Дальхимфарм Дальхимфарм