Депутаты Госдумы и регуляторные органы
не намерены мириться с нынешней ситуацией на рынке биологически
активных добавок (БАД) и собираются в скором будущем значительно
ужесточить правила распространения этих продуктов.
Как заявила
на днях начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной
конкуренции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Ирина Васеленкова,
на минувшей неделе из Госдумы в антимонопольное ведомство поступил на
согласование законопроект, полностью запрещающий рекламировать БАД в
СМИ и какими-либо другими общедоступными способами.
«В этом
документе говорится, что рекламировать БАД можно только на
специализированных выставках, конференциях и в изданиях, рассчитанных на
медработников. Хочу отметить, что ФАС склонна поддержать эту
инициативу», -- сообщила г-жа Васеленкова, выступая на «круглом столе»
по БАД в рамках проходившего в Москве международного медицинского форума
«Индустрия здоровья».
Стоит отметить, что появление новой
законодательной инициативы совпало с провалом в Госдуме всех
«антибадовских» поправок к законопроекту «Об обращении лекарственных
средств», который был принят во втором чтении в минувшую среду.
Наиболее
громкая из так и не попавших в законопроект поправок предполагала
полное изгнание БАД из аптек и вызвала настоящую панику среди
отечественных производителей активных добавок к пище, чей бизнес (в
отличие от иностранных компаний) ориентирован именно на аптечную
дистрибуцию.
«Если бы такая поправка к 52 статье нового
законопроекта (регламентирует порядок розничной торговли лекарственными
препаратами и допускает присутствие в ассортименте аптек продуктов
лечебного питания) была бы принята, то это означало бы, что 70% всех
БАД, реализуемых в стране, стали бы нелегальными», -- отмечает
исполнительный директор Некоммерческого партнерства производителей
биологически активных добавок к пище Марина Пономарева!
. Именно
такая доля легального оборота добавок сейчас реализуется через
аптечные учреждения.
Отклонена эта инициатива была во многом
благодаря существованию еще одной -- столь же радикальной, но прямо
противоположной по смыслу -- поправки, требующей запретить продажу БАД
везде, кроме аптек. А также в силу того факта, что некоторые депутаты
Госдумы и вовсе требуют принять отдельный закон, регулирующий рынок
БАД.
Но радоваться производителям добавок к пище пока рано. О
намерении власти сузить рынок товара, зачастую рекламируемого как
панацея от всех болезней, но являющегося в лучшем случае плацебо --
безвредными пустышками, и свидетельствует законопроект, поступивший на
согласование в ФАС. К тому же представители антимонопольного ведомства,
похоже, полностью разделяют мнение коллег из Минздравсоцразвития,
курирующих фармрынок, -- те подержали вытеснение БАД из аптек, объясняя
это тем, что готовы отвечать только «за лекарства и лечение».
Между
тем биологически активные добавки к пище лекарствами не являются, и
любое упоминание, например, в рекламе или инструкциях по применению об
их лечебных или профилактических свойствах является незаконным. На этой
норме, прописанной в законе о рекламе, и основана большая часть
претензий ФАС к производителям БАД.
«Все три года работы нового
закона о рекламе мы наблюдаем просто катастрофическую ситуацию в сфере
продвижения БАД, -- говорит Ирина Васеленкова. -- В 100% случаев такая
реклама сообщает недостоверные сведения о продукте». Суть таких
сообщений сводится к тому, что рекламируемый продукт «лечит».
По
ее словам, как правило, установить рекламодателя «лживых» роликов не
удается, а значит, и претензии, то есть штраф в размере 500 тыс. руб.,
предусмотренный законом, выставлять некому. «Такая ситуация никого не
может устроить, поэтому ФАС некоторое время назад вышла с инициативой
ввести ответственность за подобную информацию и
рекламораспространителя», -!
- сообщи
ла г-жа Васеленкова.
Но производители и продавцы добавок еще
надеются на продолжение дискуссии во властных кругах.
«Особенность
сложившейся ситуации в том, что за мошенников, появляющихся на
несколько дней со своей агрессивной и недостоверной рекламой и
распространяющих свой сомнительный товар с помощью дистанционных
продаж, отвечают добросовестные производители, распространяющие свой
товар в аптеках и соответственно проходящие двойной контроль -- при
передаче товара оптовикам и при вхождении в аптечную сеть», - отметила в
своем выступлении руководитель российской компании «Эвалар» Наталья
Прокопьева.
По ее словам, неточность формулировок самого закона
о рекламе (к примеру, там говорится, что реклама БАД не должна
вызывать «впечатление», что речь идет о лекарственном средстве)
позволяет регулирующим органам злоупотреблять своими полномочиями.
«Как только мы говорим в рекламе хоть о каком-то эффекте, который
дает прием БАД, мы рискуем быть обвиненными в недобросовестности. Мы
выступаем за корректные формулировки для всех», -- говорит г-жа
Прокопьева.