Депутаты Госдумы и регуляторные органы

не намерены мириться с нынешней ситуацией на рынке биологически

активных добавок (БАД) и собираются в скором будущем значительно

ужесточить правила распространения этих продуктов.

Как заявила

на днях начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной

конкуренции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Ирина Васеленкова,

на минувшей неделе из Госдумы в антимонопольное ведомство поступил на

согласование законопроект, полностью запрещающий рекламировать БАД в

СМИ и какими-либо другими общедоступными способами.

«В этом

документе говорится, что рекламировать БАД можно только на

специализированных выставках, конференциях и в изданиях, рассчитанных на

медработников. Хочу отметить, что ФАС склонна поддержать эту

инициативу», -- сообщила г-жа Васеленкова, выступая на «круглом столе»

по БАД в рамках проходившего в Москве международного медицинского форума

«Индустрия здоровья».

Стоит отметить, что появление новой

законодательной инициативы совпало с провалом в Госдуме всех

«антибадовских» поправок к законопроекту «Об обращении лекарственных

средств», который был принят во втором чтении в минувшую среду.

Наиболее

громкая из так и не попавших в законопроект поправок предполагала

полное изгнание БАД из аптек и вызвала настоящую панику среди

отечественных производителей активных добавок к пище, чей бизнес (в

отличие от иностранных компаний) ориентирован именно на аптечную

дистрибуцию.

«Если бы такая поправка к 52 статье нового

законопроекта (регламентирует порядок розничной торговли лекарственными

препаратами и допускает присутствие в ассортименте аптек продуктов

лечебного питания) была бы принята, то это означало бы, что 70% всех

БАД, реализуемых в стране, стали бы нелегальными», -- отмечает

исполнительный директор Некоммерческого партнерства производителей

биологически активных добавок к пище Марина Пономарева!

. Именно

такая доля легального оборота добавок сейчас реализуется через

аптечные учреждения.

Отклонена эта инициатива была во многом

благодаря существованию еще одной -- столь же радикальной, но прямо

противоположной по смыслу -- поправки, требующей запретить продажу БАД

везде, кроме аптек. А также в силу того факта, что некоторые депутаты

Госдумы и вовсе требуют принять отдельный закон, регулирующий рынок

БАД.

Но радоваться производителям добавок к пище пока рано. О

намерении власти сузить рынок товара, зачастую рекламируемого как

панацея от всех болезней, но являющегося в лучшем случае плацебо --

безвредными пустышками, и свидетельствует законопроект, поступивший на

согласование в ФАС. К тому же представители антимонопольного ведомства,

похоже, полностью разделяют мнение коллег из Минздравсоцразвития,

курирующих фармрынок, -- те подержали вытеснение БАД из аптек, объясняя

это тем, что готовы отвечать только «за лекарства и лечение».

Между

тем биологически активные добавки к пище лекарствами не являются, и

любое упоминание, например, в рекламе или инструкциях по применению об

их лечебных или профилактических свойствах является незаконным. На этой

норме, прописанной в законе о рекламе, и основана большая часть

претензий ФАС к производителям БАД.

«Все три года работы нового

закона о рекламе мы наблюдаем просто катастрофическую ситуацию в сфере

продвижения БАД, -- говорит Ирина Васеленкова. -- В 100% случаев такая

реклама сообщает недостоверные сведения о продукте». Суть таких

сообщений сводится к тому, что рекламируемый продукт «лечит».

По

ее словам, как правило, установить рекламодателя «лживых» роликов не

удается, а значит, и претензии, то есть штраф в размере 500 тыс. руб.,

предусмотренный законом, выставлять некому. «Такая ситуация никого не

может устроить, поэтому ФАС некоторое время назад вышла с инициативой

ввести ответственность за подобную информацию и

рекламораспространителя», -!

- сообщи

ла г-жа Васеленкова.

Но производители и продавцы добавок еще

надеются на продолжение дискуссии во властных кругах.

«Особенность

сложившейся ситуации в том, что за мошенников, появляющихся на

несколько дней со своей агрессивной и недостоверной рекламой и

распространяющих свой сомнительный товар с помощью дистанционных

продаж, отвечают добросовестные производители, распространяющие свой

товар в аптеках и соответственно проходящие двойной контроль -- при

передаче товара оптовикам и при вхождении в аптечную сеть», - отметила в

своем выступлении руководитель российской компании «Эвалар» Наталья

Прокопьева.

По ее словам, неточность формулировок самого закона

о рекламе (к примеру, там говорится, что реклама БАД не должна

вызывать «впечатление», что речь идет о лекарственном средстве)

позволяет регулирующим органам злоупотреблять своими полномочиями.

«Как только мы говорим в рекламе хоть о каком-то эффекте, который

дает прием БАД, мы рискуем быть обвиненными в недобросовестности. Мы

выступаем за корректные формулировки для всех», -- говорит г-жа

Прокопьева.


Уникальный продукт для производителей: обзор конкуренции и дистрибьюции

Отчет показывает конкурентную обстановку по ассортименту компании-производителя, каналы сбыта, рейтинги продукции, конкурентов и многое другое...

 
Ретиноиды Ретиноиды
Дальхимфарм Дальхимфарм
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Канонфарма Канонфарма
Пальма Пальма
Фармхимкомплект Фармхимкомплект
Иван-Да-Марья Иван-Да-Марья
ЯрФФ ЯрФФ
ДИБВЕ ДИБВЕ
Органика Органика
Северная Звезда Северная Звезда
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Пептид-Био Пептид-Био