Основной тенденцией развития законодательства о рекламе лекарств в США и Европе является дальнейшее уточнение требований к форме и содержанию рекламного сообщения, а также усиление контроля за соблюдением законов. «Вопрос о запрете рекламы ЛС или введении дополнительных ограничений западными регуляторами сегодня не рассматривается», – заявил Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП) по итогам прошедшей в Лиссабоне конференции «Реализуя возможности самопомощи», организованной Европейской ассоциацией производителей безрецептурных лекарственных препаратов (AESGP).
Ключевыми темами, поднятыми европейскими экспертами в рамках
конференции, стали нормативно-правое регулирование самопомощи и
продвижение обеспечивающих ее продуктов, к которым отнесены
безрецептурные лекарственные средства, растительные медицинские
препараты и пищевые добавки.
Согласно Европейской концепции
самопомощи, самолечение дает пациентам возможность бороться с
заболеваниями, которые не требуют консультации врача или могут быть
излечены самими пациентами после установления врачом диагноза. Поэтому
вопрос доступности безрецептурных лекарств как на полках аптечных
учреждений, так и в информационном пространстве, всегда находится в зоне
внимания европейских экспертов.
«Нормативное регулирование
рекламы ЛС в России является одним из самых строгих в мировой практике.
Основными же причинами беспокоящего Минздрав «бесконтрольного и
опасного» для здоровья населения потребления лекарств является отпуск
рецептурных ЛС без рецепта и отсутствие должного контроля за соблюдением
требований к рекламе», – уверен Виктор Дмитриев.
По мнению
эксперта, российский народ всегда занимался и будет заниматься
самолечением. Задачей производителей и регуляторов является сделать его
ответственным. «Реклама для широких слоев населения должна оказывать
помощь в принятии разумного решения относительно использования
безрецептурных лекарственных средств, которые официально есть в продаже.
Другой вопрос, что этот источник должен быть добросовестным. Поэтому мы
последовательно выступаем за эффективный контроль рекламы
безрецептурных лекарственных средств, а также находим целесообразным
предусмотреть обязанность рекламодателей до появления рекламы
лекарственного препарата в СМИ получать решение уполномоченного на то
государственного органа власти о соответствии содержания рекламы
требованиям действующего законодательства РФ. Кроме того, считаем
необходимым усилить роль саморегулируемых организаций, некоммерческих
профессиональных объединений в сфере рекламы лекарственных средств», –
резюмировал глава Ассоциации.
AESGP является одной из самых
влиятельных отраслевых организаций на фармрынке Европы, объединяющей
европейские медицинские и фармацевтические ассоциации. Ключевой целью
ассоциации является развитие концепции «ответственного самолечения»,
которая заключается в продвижении правильного подхода к использованию
ОТС (безрецептурных) препаратов. АРФП вошла в состав AESGP в мае 2008
года.