В связи с принятием во втором чтении законопроекта "Об обязательном медицинским страховании в РФ", первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия", член Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева отметила:
Как показывают исследования, на сегодняшний день люди из своего кармана (легально или нелегально) оплачивают уже около половины всех расходов на здравоохранение. Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 75% - за стоматологические услуги. Формальные и неформальные платежи особенно обременительны для лиц с низкими доходами. Серьезное заболевание, лечение которого требует больших затрат, разоряет людей, заставляя влезать в большие долги или продавать домашнее имущество.
Во избежание таких крайних ситуаций необходимо менять существующую систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Качество оказания любой услуги в немалой степени зависит от наличия конкурентной среды. Когда клиент "голосует ногами", и компании вынуждены бороться за каждого человека, соревнуясь в широте предлагаемых возможностей, то автоматически повышается и качественный уровень услуг.
На сегодняшний день система обязательного медицинского страхования лишена острой конкурентной борьбы. Ведь выбор компании делает не сам гражданин. За него решают региональные власти или работодатель. Самому пациенту отводится пассивная роль пользователя назначенных ему услуг. О том, нравятся они ему или нет – речи не идет.
Построенная по иному принципу программа "родовой сертификат" доказала: эффективнее предоставлять право выбора именно человеку. Роддома, борясь за каждую будущую маму, стали улучшать материально-техническую базу, повышать квалификацию персонала, расширять перечень предлагаемых услуг.
Аналогичный эффект должна дать и возможность выбора страховой компании. Именно такая норма содержится во внесенном законопроекте. Владелец страхового полиса по программе ОМС может обратиться за медицинской помощью к любому врачу и в любое лечебное учреждение, работающее в данной федеральной системе. Более того, получить медуслугу человек сможет в клинике любой формы собственности – частной или государственной. Только сам владелец полиса сможет отдать предпочтение той или иной поликлинике: либо находящейся возле дома, либо в региональной столице, либо частной клинике, которую порекомендовали знакомые.
Причем в территориальных фондах медицинского страхования, страховых медицинских организациях можно будет получить информацию о видах, качестве и условиях предоставления медпомощи по обязательному медицинскому страхованию. Таким образом, человек сможет в страховой компании узнать: где обслуживание лучше, а также что делать, если в конкретном медучреждении его не устроило качество услуг. Причем на самого страховщика возлагается обязанность изучать удовлетворенность обладателей полисов объемом, доступностью и уровнем медицинской помощи. То есть из обычной формальной "обязаловки" медстрахование превращается в мощный стимулятор роста для всей отрасли.