Английская фирма, один из владельцев которой - россиянин, при поддержке правительства Москвы начала уникальный эксперимент на аптечном рынке.
Предполагается выпустить в город до 300 торговых точек на колесах. С 12 марта несколько грузовиков "Бычок" с надписью "Экспресс-аптека" на борту круглосуточно катаются по городу. И продают лекарства на 20 проц. дешевле стационарных точек. Конкуренты возмущаются, но сомневаются, что организаторам проекта удастся найти несколько сотен кочующих провизоров.
Правительство Москвы разрешило провести в 2001 - 2002 гг. эксперимент "по организации фармацевтической выездной торговли с помощью 300 передвижных автоаптек". 12 марта на маршрут вышли четыре специально оборудованных "Бычка". "В гараже сейчас стоят 40 выкупленных и готовых к выезду машин", - рассказывает Инна Матвейчева, финансовый директор компании "Народная аптека М". К концу года на окраинах, у метро, на рынках и в зонах отдыха должно быть уже 100 мобильных фармкиосков. Летом наполненные лекарствами "Бычки" двинутся в ближайшее Подмосковье - обслуживать дачников.
"Народная аптека М" создана британской компанией Richfield Asset Management Ltd. специально под проект передвижных аптек. Richfield существует четыре года и, по словам источника, занимающего руководящее место в компании, "осуществляет финансовое сопровождение проекта". Владеют компанией "европейцы, не связанные с Россией", хотя один из учредителей все-таки выходец из нашей страны. Экспресс-аптеки - первый российский проект Richfield. До этого компания занималась газификацией и обеспечением связи в поселках Восточной Европы. В России Richfield также собирается заняться ипотекой в пригороде.Сейчас Richfield инвестировала в экспресс-аптеки $1,5 млн. В целом проект гораздо дороже - порядка $8 млн., поскольку каждая оборудованная машина стоит $25 000. "Это значительные вложения для розничного сектора, где инвестиции носят единичный характер", - считает Юрий Крестинский, генеральный директор ЦМИ "Фармэксперт"."Проект жизнеспособен - мобильная аптека может рассчитывать на неохваченные потребительские потоки, а при падении спроса готова быстро поменять место", - объясняет Крестинский. Серьезное снижение цен он также считает реальным: "Можно снизить розничную наценку на препараты, которая сейчас составляет в среднем 25 - 27% , тем более что у передвижных аптек издержки гораздо ниже".Инвесторы рассчитывают компенсировать минимальную прибыль за счет большого оборота, который обеспечивается мобильностью. "Аптека должна переезжать несколько раз в сутки, чтобы покупатель нашел ее и у метро по дороге на работу, и вечером около своего дома, - говорит источник в Richfield. - Даже ночью, когда оборот невелик, мобильный киоск приносит пользу. С восьми вечера до восьми утра он является бесплатной рекламой самому себе".Появление мобильных аптек взволновало традиционных торговцев лекарствами. Причем скандал вокруг проекта разгорелся задолго до того, как "Бычки" выехали на улицы. "Аптеки нельзя приравнивать к мясным киоскам, - возмущается Татьяна Латкина, председатель совета Ассоциации фармацевтических предприятий. - Торговля с колес - это же нарушение всех правил. Разве можно в машине соблюсти все гигиенические нормы по хранению и продаже лекарств? Да еще неизвестно, какого качества у них препараты. И никто не проверит: обычная аптека стоит на месте, можно прийти и предъявить претензии, а эта уехала - и где ее потом искать? " Но она признает, что мобильные киоски станут "безусловным конкурентом" стационарным аптекам. "Ведь они смогут торговать, где хотят. А если поставят машину около двери нормальной аптеки? " - пугается Латкина.Сформировавшиеся аптечные сети боятся "Бычков" куда меньше. "В какой-то части ассортимента мы окажемся конкурентами, но выбор препаратов у нас значительно шире, - считает Александра Ушкова, директор по маркетингу сети "Аптеки 36,6". - И не для всех покупателей определяющей является именно цена". Правда, Крестинский из "Фармэксперта" полагает, что "Бычки" могут занять 15 - 20% розничного рынка. Но при условии, что они выпустят на улицы все 300 машин. "А это вряд ли возможно: в Москве нет такого количества квалифицированных провизоров, готовых кочевать по городу. Если будет 70 - 100 экспресс-аптек - это уже большой успех", - предупреждает он.Ведомости 13 марта 2001 года