Лекарства - единственная категория
продуктов в России, индекс цен на которые в 2010 г. снижался: на 1%,
сказано в презентации для инвесторов группы компаний «Протек»
(ссылается на данные DSM Group). Инфляция составила 8,8%, рост цен на
продукты - 12,9%, услуги - 8,1%, непродовольственные товары - 5%.
В России в 2010 г. продано 4,75 млрд упаковок лекарств на 523,2 млрд
руб. Рынок вырос на 7,8% в рублях - это самый низкий показатель за пять
лет, прежде он рос в среднем на 27% в год, пишет в отчете за 2010 г.
«Фармстандарт». Средняя розничная цена упаковки снизилась на 1,3% до 110
руб., а раньше росла на 25% ежегодно. В 2010 г. в упаковках рынок
вырос на 9,2%, в предыдущие пять лет было примерно 1,7% в год.
Вялый рост рынка сказался на выручке публичных компаний. У
«Фармстандарта» в 2010 г. она увеличилась на 23% (составила 29,69 млрд
руб.) - минимум за шесть лет, у «Протека» - на 9% (составила 99,8 млрд
руб.), годом ранее было 18%, указано в отчетах компаний. «Протек» пишет,
что на его показатели в 2010 г. повлияло усиление государственного
контроля на всех этапах товарной цепочки.
Регулирование цен
вызвало очень жесткую конкуренцию, указывает в годовом отчете
Oriola-KD: в 2010 г. из-за снижения стоимости препаратов пришлось
переоценить складские остатки, сколько именно - компания не указывает.
В 2010 г. лекарства из перечня подешевели в среднем по России на 2,64%,
в госпитальном сегменте - на 2,58%, сообщало Минздравсоцразвития. В
сети «36,6» ЖНВЛП подешевели почти на 13%, остальной розничный
ассортимент - на 5%, передала через представителя гендиректор Валерия
Солок. В сети «Здоровые люди» ЖНВЛП подешевели в среднем на 2%, а на
препараты не из списка существенно не изменились, говорит гендиректор
аптечной сети Алексей Батулин.
В «Ригле» не ответили на вопросы «Ведомостей».
В 2010 г. спрос на ЖНВЛП рос на 1-2% быстрее, чем на препараты не из
списка, - стоимость последних снизилась меньше, объясняет директор
Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. Но, по словам Батулина,
спрос на препараты не из перечня в 2010 г. был выше.
В 2011 г. рынок растет быстрее в деньгах, чем в упаковках, констатирует Солок, и увеличивается средняя цена условной упаковки.
Жесткие нормы
С 1 апреля 2010 г. государство регулирует цены на ЖНВЛП - они не могут
стоить дороже, чем зарегистрированная в Минздравсоцразвития цена
производителя плюс оптовые и розничные надбавки, их устанавливают
регионы. Доля ЖНВЛП в обороте - 42-43%, в коммерческом сегменте - около
35%, говорит Мелик-Гусейнов.