Минпромторгом подготовлен проект стратегии
развития медицинской промышленности на период до 2020 года. Проект
готов к согласованию в ведомствах. Каковы основные приоритеты
стратегии, рассказал «РБГ» директор департамента
химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий
Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Цыб (см. «Российская
Бизнес-газета» № 812).
— Сергей Анатольевич, как давно начата работа над стратегией медицинской промышленности? Готова ли она к принятию?
— Работу мы начали в прошлом году, с учетом предложений и замечаний
доработали и представили сообществу. За это время состоялся целый ряд
встреч и обсуждений, в которых приняли участие десятки экспертов
отрасли. К тому же в ходе работы над стратегией к диалогу были
приглашены иностранные коллеги, в частности, Ассоциация международных
производителей медицинской аппаратуры IMEDA, которая активно работает на
российском рынке. В рамках стратегии мы уделяем большое внимание
развитию партнерства между российскими и иностранными производителями.
На сегодняшний день учтены практически все замечания и предложения.
Стратегия готова к согласованию в ведомствах.
— Законодательно нужно что-то изменять для принятия стратегии?
— В последнее время нормативная база достаточно сильно изменилась как в
части совершенствования госзакупок, так и в части обращения
медицинских изделий. Предстоит большая работа по развитию
законодательства в этой области. В частности, необходимо появление
закона «Об обращении медицинских изделий на территории РФ», чем сейчас
активно и занимается ведомство.
— На что направлена стратегия развития медицинской промышленности?
— Стране необходим документ, который задавал бы определенные ориентиры
на ближайшие десять лет, который четко бы определял индикаторы и
показатели. Наличие такого документа позволит структурно построить нашу совместную
работу для того, чтобы выработать конкретные меры, как поддержать
отечественного производителя и в целом развитие рынка, развитие
совместных проектов на территории России. Любое поступательное движение
вперед, которое будет нас вести к улучшению инвестиционного климата в
этой области, к появлению новых научных исследований, открытий и
совершенствованию всей нормативно-законодательной базы.
Важно, что в стратегии уделяется внимание развитию сегментов в целом, а
не отдельно этапов разработки или производства готового продукта. Не
секрет, что многие рынки монополизированы, крупные компании доминируют
как на российском рынке, так и на рынках других странах. По этой причине
в стратегии уделяется внимание решению задач по обеспечению ключевыми
компонентами для производства уже готового продукта. Между тем,
стратегия медпромышленности тесно связана с решением задач развития
здравоохранения в стране и во многом ориентирована на то, чтобы
обеспечить растущие потребности внутреннего рынка. Например, уже сейчас,
в рамках подготовки программы модернизации, Минпромторгом созданы
рабочие группы и сформирован перечень медицинского оборудования
российского производства, позволяющий медицинским учреждениям решать
задачи модернизации с использованием российской продукции.
Таким образом, стратегия развития медпромышленности — это не
обособленный документ, а часть общей системы стратегических инициатив
правительства. Безусловно, формирование стратегии и формулирование задач
развития в первую очередь исходит из того факта, что развивающиеся
страны становятся привлекательными по своим темпам роста, демонстрируя
серьезную динамику роста до 15–20 % в год. Тот прогноз, который заложен в
стратегию, предполагает, что рост в ближайшие годы сохранится такими
же темпами.
— Доля импорта на российском рынке велика?
— Позиция министерства сводится к тому, что те 19–20%, которые сейчас имеет российская промышленность,
недостаточны, наши цели и задачи связаны с тем, чтобы за счет
определенных методов и собственных изделий эту долю увеличить. В России
не так много компаний, активно действующих на этом рынке. В пределах
300 компаний имеют относительно устойчивые финансовые показатели,
специализируются действительно на выпуске медицинских изделий как
основного направления бизнеса. Согласно стратегии, доля локального
производства в России к 2020 году должна увеличиться до 40%, что в
современных условиях в большинстве стран приемлемо, для того чтобы на
конкурентном уровне существовала промышленность. По прогнозу рынок к
2020 году в России будет составлять около 450 млрд рублей в год.
Фактически он будет формироваться за счет увеличения финансирования
системы здравоохранения, в том числе и по различным государственным
программам. Задача на ближайшее время — часть этих средств направить на
повышение конкурентоспособности отечественной медицинской промышленности, формирование современных производств на территории Российской Федерации.