Конец года - самое время оценить основные итоги 2011 года для российского фармацевтического рынка. Первое, что приходит на ум при рассмотрении того, как изменился рынок, а также оценок, того, куда он движется, - это последствия регуляторных изменений, произошедших еще в 2010 году. Главных было два - введение нового порядка регулирования ценообразования для препаратов, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а также принятие Закона «Об обращении лекарственных средств».

Положение нашего рынка, развитость систем возмещения, уровень потребления и качество лекарственной помощи в России все еще заметно отстают от развитых стран. Поэтому про нашу регуляторную систему мы привыкли говорить в аналогичном ключе. И совершенно справедливо было бы ожидать постепенного сближения регуляторных практик в России и Европе. Но тут возникает двойственное чувство. Одни и те же действующие нормативные документы могут одновременно приближать российскую действительность к европейской модели и отдалять ее еще дальше. То есть национальные особенности, часто выражающиеся в непоследовательности принятия решений и отсутствии внятной «дорожной карты», превалируют над отработанными на Западе моделями. И возможно, это не всегда плохо.

Так, с одной стороны, Закон «Об обращении лекарственных средств» содержит четкие указания по срокам процедур регистрации, но с другой - ввел в практику дорогую, неповоротливую и в основе своей непрозрачную процедуру проведения фактически повторных клинических исследований для импортных препаратов на территории РФ. Одновременно с введением этого правила было ограничено количество центров, имеющих право проводить подобную работу.

Результат потребители могут ощутить уже сегодня - ставшая по закону прозрачной процедура регистрации (а это важнейших шаг к расширению выбора лекарственных средств для граждан страны) остается такой же непрозрачной системой, в которой «застряли» сотни досье как новых, так и уже присутствующих на рынке ЛС. Кстати, этот фактор стал важной составляющей общего негативного фона, сдерживающей развитие российского рынка в 2011 году - ведь потребление новых препаратов, закрывающих ранее не удовлетворенный спрос, является одной из составляющих роста рынка. В общем, ситуация напоминает затянувшийся кризис. Остается надеяться, что в 2012 году будут найдены решения, способствующие нормализации ситуации.

Большинство национальных рынков в Европе находятся в более или менее жестких тисках регулирования цен на медикаменты. С 2010 года этот инструмент сдерживает коммерческую инициативу и участников российского фармрынка. Производители обязаны регистрировать цены на препараты из списка ЖНВЛП, дистрибьюторы и розничные сети не имеют права устанавливать наценку выше лимита для данного региона. Мера приносит результат - цены на лекарства из перечня второй год подряд практически не повышаются.

Однако в отличие от Европы в России около 40% рецептурных медикаментов приобретается за счет средств граждан. Однако даже при снижении цен потребитель вряд ли обрадуется исчезновению с прилавка препаратов, которые стали для него привычными и дают необходимый эффект. Такая перспектива сейчас как никогда актуальна - несмотря на адекватность самой идеи ценового регулирования, в России отсутствует ряд механизмов, являющихся важнейшими элементами систем контроля за ценами в Европе.

Ключевые из них - это система возмещения за потребленные ЛС (reimbursement), а также процедуры переговоров между представителями регулятора и фармкомпаний для установления справедливой цены на тот или иной препарат, в котором может быть заинтересован широкий круг пациентов. Новое ценовое регулирование, направленное также на сдерживание роста цен в коммерческом сегменте, привело еще к двум эффектам, которые вряд ли входили в замысел инициаторов. Первый - стремление участников товаропроводящей цепочки продавать те торговые марки, которые приносят больше прибыли, а также заметное увеличение средних цен на наиболее дешевые препараты, вызванное особенностями процедуры регистрации цен.

Большую пищу для размышлений дают результаты 2011 года с точки зрения цены, как главного фактора при осуществлении государственных закупок. Здесь в единый клубок сплетены и заинтересованность пациентов в получении действенной лекарственной помощи, и интерес регулятора в эффективном расходовании средств, и коммерческие интересы компаний. Дешево - не всегда хорошо, и дешевизна не всегда свидетельствует о победе справедливости над алчностью. Это можно сказать и про лекарства тоже. Распутать этот узел безболезненно вряд ли получится, но необходимость сбалансировать интересы стала острой как никогда.

Фармрынок никогда не был местом, где выбор потребителя определялся в первую очередь ценовой эластичностью. Однако социально-экономические данные за 2011 год заставляют вспомнить об этой характеристике спроса. На фоне опережающего роста издержек и общей реальной инфляции в потребительском секторе цены на лекарства перестали быть инструментом компенсации роста издержек и обеспечения развития производства. В среднесрочной перспективе росту потребления лекарств угрожает снижение темпов роста доходов и пенсий в РФ, о чем свидетельствуют данные Росстата. В результате темпы роста рынка в 2011 году вряд ли превысят 10-12% в рублевом эквиваленте, что будет обеспечено некоторым ростом потребления (в пределах 2%), перераспределением спроса в сторону более дорогих препаратов, а также заметным повышением цен в секторе, находящемся вне зоны ценового регулирования.

Несмотря на тревогу по поводу развития рыночных тенденций, в 2011 году было немало событий, которые определяют и долгосрочные перспективы российского фармрынка. В 2011 году был поставлен рекорд по количеству заявлений иностранных компаний о готовности к локализации производства в России. Среди них - несколько мультинациональных игроков, что можно оценить как совершенно новое явление.

В бюджетном секторе предпосылок для резкого роста финансирования программ обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) и «7 нозологий» на федеральном уровне нет. Значит, реальнее всего рассчитывать на то, что рынок будет расти в пределах 12-15%. В целом объем российского фармацевтического рынка в 2012 году достигнет примерно 25 млрд долларов.

Рассмотрим итоги 2011 года и прогноз на 2012 год более детально в привязке к основным секторам российского фармрынка. Прогноз строился на основании данных о динамике рынка и его основных секторов за прошедшие периоды, а также данных о запланированных государственных расходах и прогнозов общей экономической ситуации в РФ в 2011-2012 годах.

Коммерческий розничный сектор

В 2011 году в числе основных тенденций, характеризующих рынок, необходимо отметить следующие.

  • Начавшийся рост цен на лекарственные средства. Среднемесячный темп роста цены в январе - сентябре 2011 года для ЖНВЛП составил 0,3%, для не ЖНВЛП - 0,8%. В сентябре 2011 года цены на ЖНВЛП увеличились на 2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; цены на не ЖНВЛП выросли на 9%.
  • Снижение продаж дешевых ЛС (дешевле 75 руб. за упаковку) и увеличение продаж дорогих ЛС (дороже 600 руб. за упаковку).

В случае сохранения макроэкономических показателей на текущем уровне (рост ВВП - 3,5-4%, рост реальных доходов - 4-5,8%) сохранятся и тенденции рынка, сложившиеся в 2011 году: продолжится снижение спроса на дешевые препараты (в результате прирост объема рынка в натуральном выражении будет невысоким - 2-3,2%), увеличение спроса на дорогие ЛС и инфляционный рост цен, в результате чего прирост объемов рынка в стоимостном выражении составит 14-17%.

Сектор льготного лекарственного обеспечения

Основными тенденциями на рынке льготного лекарственного обеспечения в 2011 году стали:

  • Увеличение темпов роста рынка ОНЛС в натуральном выражении в результате мер, направленных на удержание льготников в программе.
  • Снижение цен на препараты, отпускаемые по программе ОНЛС: в январе - сентябре 2011 года цены снизились на 10% по сравнению с показателями того же периода предыдущего года.
  • Импортозамещение в программе ОНЛС: доля препаратов локального производства увеличилась на 2,8% в стоимостном и на 1,8% в натуральном выражении.
  • Увеличение количества участников подпрограммы «7 нозологий».
  • Уменьшение средней цены на лекарственные средства, отпускаемые по программе «7 нозологий», в связи со сдерживанием цен и с увеличением объемов закупок более дешевых локальных препаратов.

В 2012 году ожидаемый прирост сегмента ОНЛС по базовому сценарию составит 12-14% в стоимостном и от -2 до +2% в натуральном выражении.

Сектор госпитальных закупок лекарственных препаратов

В госпитальном секторе в 2011 году было отмечено увеличение закупок препаратов для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, препаратов, влияющих на свертываемость крови, и противомикробных средств - то есть лекарств, предназначенных для лечения социально значимых заболеваний, на борьбу с которыми в настоящее время выделяются значительные средства в рамках ряда федеральных и региональных программ. По итогам 2011 года рынок госпитальных закупок ЛС достигнет 4,6 млрд долларов, к 2012 году его объем превысит 5 млрд долларов.

 


«Северная звезда» открыла новый корпус фармацевтического завода в Низино

Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.

 
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Пептид-Био Пептид-Био
ЯФФ ЯФФ
Северная Звезда Северная Звезда
Канонфарма Канонфарма
Органика Органика
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Косфарма Косфарма
Дальхимфарм Дальхимфарм
Пальма Пальма
Авилон ФК Авилон ФК
Ретиноиды Ретиноиды
Карипаин Карипаин
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ