Главным событием 2010 года на

фармацевтическом рынке России эксперты, не сговариваясь, называют

введение государственного контроля цен на жизненно необходимые и

важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП).

Это 35%

коммерческого рынка по объему продаж, или 5,5 тыс. лекарственных форм. С

1 апреля 2010 года отпускные цены производителей не могут превышать

уровень, рассчитанный по определенной методике, контролируются также

наценки в оптовом и розничном звеньях. Однако цель чиновников -

значительно снизить цены на лекарства — не достигнута в полной мере:

цены упали на 4-6% по разным экспертным оценкам, хотя ожидалось, что

они снизятся на 15%.

По данным за ноябрь аналитической

компании Segedim Ctrategic Data, с начала года снижение цен на

препараты из списка ЖНВЛП составило 5,8%, а на все остальные

лекарственные препараты, цены на которые не регулируются, — 5,4%. По

данным за девять месяцев этого года компании DSM Group, цены на

препараты из списка ЖНВЛП упали на 4%. «Если говорить о ценах на ЖНВЛП,

то снижение цен объясняется регуляторными мерами государства, а то,

что подешевели все остальные лекарства, объясняется изменением курса

валют», - отметил директор Segedim Ctrategic Data Давид Мелик-Гусейнов.

Но, безусловно, контроль цен - самое знаковое для рынка

событие, единодушно утверждают эксперты. Пусть оно не столь кардинально

отразилось на ценах, однако на игроках рынка оно сказалось очень

ощутимо. «Аптекам было сложнее всего, - считает г-н Мелик-Гусейнов. - По

нашим оценкам, в среднем рентабельность аптечного учреждения в

результате введения регулирования цен на ЖНВЛП составила всего 2%. Хотя и

раньше она была невысока - 2,5-3%».

По данным Аптечной

гильдии, для того чтобы аптека имела уровень рентабельности в 4%, нужна

наценка около 29%. Однако проведенный гильдией мониторинг в 4 тыс.

аптек показал, что средний уровень наценки на препараты ЖНВЛП составляет 23

,5—26%.

Только за первые пять месяцев, пошедшие с момента

введения госрегулирования цен, аптеки потеряли около 1 млрд руб.,

подсчитал гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. «Ситуация очень тяжелая,

но благодаря тому, что наценки на препараты, которые не входят в ЖНВЛС,

в регионах отменены, аптеки получили возможность выжить в этой

ситуации», - говорит он.

Впрочем, в 1 млрд руб. Сергей

Шуляк оценивает и потери фармдистрибьюторов, которые те понесли из-за

ограничения оптовых наценок. Ограничение наценок отразилось на прибыли

оптовиков, соглашается Николай Беспалов, и в результате, по его оценке,

с рынка могут уйти около трети игроков. Уже сейчас происходит

сокращение вторичной дистрибуции, когда для сохранения маржи игроки

начинают заключать с аптеками и лечебными учреждениями прямые договоры и

отказываются от того, чтобы перепродавать товар дистрибьютору в

регионе.

По последним данным экспертов, в России

насчитывается 1,1 тыс. дистрибьюторских компаний, причем на десять

крупнейших игроков приходится порядка 75-80% рынка. За счет сокращения

лишних участников в цепочке, к 2012 году количество дистрибьюторов

составит 600-700, прогнозирует эксперт.

Регистрация цен

доставила проблемы и производителям - некоторые препараты так и не

появились на рынке, напоминает г-н Мелик-Гусейнов. Те цены, которые

Росздравнадзор соглашался зарегистрировать, в некоторых случаях

оказывались ниже уровня рентабельности, и производителям было проще

отказаться от производства препарата или поставок на рынок (в случае

иностранных компаний). «Таких препаратов немного, но среди них есть

очень интересные — например, Отривин производства Novartis», - уточнил

эксперт. То же самое произошло, например, с препаратом Атропин

производства «Дальхимфарм».

Под контроль государства

попало порядка 35% лекарственного рынка – именно столько составляет

доля ЖНВЛП в продажах аптеками, оце!

нивают в

Segedim Ctrategic Data. Но цены на остальные 65% лекарств будут расти

опережающими темпами, полагает Давид Мелик-Гусейнов. По его подсчетам, в

2010 году средний рост коммерческого сегмента фармрынка составил 12,1%

(до 418 млрд руб.). В 2011 году рынок вырастет в рублях на 14,8%, до

480 млрд руб.

Автор:  Маргарита Парфененкова

Источник:  По материалам РБКdaily


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Карипаин Карипаин
ЯФФ ЯФФ
Косфарма Косфарма
Ретиноиды Ретиноиды
Дальхимфарм Дальхимфарм
Канонфарма Канонфарма
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Северная Звезда Северная Звезда
Пептид-Био Пептид-Био
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Органика Органика
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Пальма Пальма
Авилон ФК Авилон ФК