В ответ на сюжет передачи Елены Малышевой "3 ошибки в аптеке", в котором прозвучал ряд оскорбительных суждений в адрес аптечных организаций и их сотрудников, ААУ "СоюзФарма" подготовила письмо в службу Первого канала ОРТ.
Исх. № от «14» июня 2013 г.
В службу Первого канала
Генеральному директору
Эрнсту К.Л.
Уважаемый Константин Львович!
Обращаемся к Вам от имени и по поручению 3454 аптечных
организаций, представляющих 33 субъекта Российской Федерации, которые
входят в Ассоциацию аптечных учреждений «СоюзФарма».
Поводом для обращения послужил выпуск телепередачи «Жить здорово!» от
07 июня 2013 года. Первый сюжет назывался «3 ошибки в аптеке». По
мнению профессионального аптечного сообщества, ведущая программы Елена
Малышева позволила себе ряд некорректных, а порой оскорбительных
суждений в адрес аптечных организаций и их сотрудников.
В частности, прозвучали следующие утверждения. «Аптека – это магазин,
задача которого продать и заработать и никакой другой», - уверена
Малышева. Хотелось бы проинформировать, что реализация лекарственных
средств представляет собой лицензируемый вид деятельности,
законодательная и нормативно-правовая база в сфере обращения
лекарственных средств является одной из самых строгих. Именно потому,
что велики риски, связанные со здоровьем людей, отпуском лекарств
занимаются только специалисты с фармацевтическим образованием, имеющие
сертификат и подтверждающие его каждые пять лет. На провизоре и
фармацевте лежит ответственность за информирование о правилах приема
препарата: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема,
правилах хранения, противопоказаниях, побочных эффектах,
несовместимости с другими ЛС, и т.д. Ответы сотрудника должны быть
профессиональными, грамотными, с соблюдением требований этики.
Поэтому еще более оскорбительным выступает следующее высказывание
ведущей о том, что «советы провизора ничем не лучше, чем советы
подружки». Малышева предупреждает: «аптека – магазин, не лечебное
учреждение - не надо питать иллюзий». Свои слова врач подтверждает
примером продажи Анальгина (метамизола натрия). По ее мнению, поскольку
препарат запрещен в других странах, провизор не имеет право продавать
его в России. Безусловно, зарубежный опыт значим в развитии отрасли в
России, но на данный момент средство разрешено к продаже, оно является
безрецептурным, и работник «первого стола» не может не продать его,
ссылаясь на субъективное мнение или иностранную практику. Утверждение
Малышевой о том, что провизор ищет любой способ подзаработать, также
неуместно, учитывая низкую стоимость препарата.
И, наконец, еще один довод в пользу некорректности ведущей связан с
подзаголовком эпизода: «Учись лечиться». Недвусмысленный призыв, если и
не мотивирует россиян к самолечению, то, как минимум, ставит пациентов
выше представителей фармацевтической отрасли: «… задача аптеки –
продать! Не становитесь жертвами, будьте умными», в очередной раз
подчеркивая некомпетентность и отсутствие профессиональной этики у
работников аптек.
Такие высказывания формируют негативный имидж аптечных организаций
перед многомиллионной аудиторией Первого канала, наносят непоправимый
моральный ущерб подавляющему большинству честных фармацевтических
работников
Мы ни в коей мере не идеализируем ситуацию и не отрицаем, что и в
наших рядах могут оказаться недобросовестные сотрудники. Но это
все-таки исключение из правил и подобные «специалисты» в отрасли не
задерживаются. Положительную роль играют и профессиональные сообщества,
предавая выявленные негативные факты огласке. Однако не всегда подобные
инциденты следует выносить на всеобщее обозрение, чтобы не вызвать у
людей, приходящих в аптеки, негативную реакцию, и мнение, что их
главной задачей является продажа. Если брать зарубежный пример, на что
часто ссылается Е.Малышева, то следует отметить принятые там термины
«фармацевтическая опека, фармацевтическая помощь» и тесное
взаимодействие между врачом и фармацевтом в интересах пациента.
Высказывания телеведущей носят провокационный характер, и
расцениваются нами как оскорбление фармацевтического сообщества. Считаем
данные действия нарушением профессиональной этики и отрицанием
социального статуса аптечных организаций как учреждений здравоохранения.
На основании вышеизложенного, мы считаем, что имеем право услышать
объяснение такого поведения ведущей. И, в случае отсутствия должной
аргументации, требуем от Елены Малышевой публичных извинений перед
работниками аптечных организаций. Также просим Вас принять меры по
дальнейшему недопущению подобных высказываний в адрес аптечного
сообщества, как со стороны Елены Малышевой в частности, так и со
стороны Первого канала в целом.
С уважением,
Исполнительный директор
ААУ «СоюзФарма»
Целоусов Д.Г.