Правительство РФ подготовило официальный отзыв на законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”» (в части госзакупки лекарственных средств). Законопроект внесён членом Совета Федерации Борисом Шпигелем и депутатом Госдумы Ринатом Хайровым.
Законопроектом предусматривается исключение части 22 из статьи 10 и изменение части 33
статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд».
В соответствии с частью 22 статьи
10 Закона (в редакции Федерального закона от 20 июля 2012 года №122-ФЗ,
вступившего в силу 23 июля 2012 года) запрещается объединять в один
контракт (один лот) различные лекарственные средства с международными
непатентованными наименованиями (МНН) или, при отсутствии таких
наименований, – с химическими, группировочными наименованиями в случае,
если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает
предельное значение, установленное Правительством РФ, а также
лекарственные средства с МНН (при отсутствии таких наименований с
химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Данная
норма направлена на предотвращение необоснованного укрупнения
контрактов (лотов) и способствует развитию конкуренции на
соответствующих товарных рынках.
В заключении Правительства
указывается, что при отсутствии практики применения указанной нормы её
исключение из закона представляется преждевременным.
Согласно части 33
статьи 34 закона в случае, если предметом аукциона является поставка
лекарственных средств, в документации об аукционе должно содержаться
указание их МНН или, при отсутствии таких наименований, – химических,
группировочных наименований лекарственных средств.
Законопроектом
предлагается изложить часть 33 статьи 34 Закона в новой редакции,
предусматривающей указание в документации об аукционе на лекарственные
препараты для медицинского применения в соответствии с
фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической
(далее – АТХ) классификации, рекомендованной ВОЗ.
Следует
отметить, что АТХ-классификация содержит пять уровней детализации
(анатомическая основная группа, терапевтическая подгруппа,
фармакологическая подгруппа, химическая подгруппа, субстанция),
определяющих принадлежность лекарственного препарата к конкретной
подгруппе. При этом на уровне субстанции ВОЗ рекомендуется использовать
МНН. Однако законопроектом не предлагается применять АТХ-классификацию
конкретного уровня детализации для целей осуществления государственных и
муниципальных закупок, что создаёт правовую неопределённость в указании
предмета торгов.
Кроме того, предлагаемая законопроектом редакция
указанной нормы не соответствует терминологии и понятийному аппарату
Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» в части
использования АТХ-классификации для целей регулирования оборота
лекарственных препаратов.
Таким образом, предлагаемые
законопроектом изменения противоречат существующим подходам к
регулированию вопросов в данной сфере, говорится в заключении.