Министр здравоохранения Вероника Скворцова предложила запретить рекламу лекарств. Это лишит издательские дома, радиостанции и телеканалы больших денег, отмечает "Коммерсантъ". К примеру, в 2012 году фармкомпании вложили в продвижение продукции в СМИ примерно 21 миллиард рублей.
В данный момент законодательство разрешает продвижение безрецептурных препаратов во всех СМИ. Притом, есть отдельные требования к рекламе БАД (реклама не должна создавать впечатление, что средство является лекарством).
Теперь Минздрав считает: необходимо упорядочить сферу
рекламирования лекарственных средств, дабы защитить пациентов. В свою
очередь, ФАС не поддерживает тотальный запрет рекламы лекарств. По
словам замруководителя ведомства Андрея Кашеварова, человек должен иметь
хотя бы минимум информации о продаваемой продукции.
Вероятно,
инициатива Минздрава является попыткой прекратить практику самолечения в
России. "Но реклама не является определяющим фактором при выборе
лекарства потребителем. Большее значение тут имеют рекомендации
провизора или знакомых. Запрет рекламы может быть на руку аптечным
сетям, так как в этом случае производители лекарств переориентируют на
них свои маркетинговые бюджеты", - констатирует заместитель гендиректора
Stada CIS Иван Глушков.
Подобные изменения могут привести к
увеличению цен на 20-25%, ведь именно фармкомпании - ключевая категория
рекламодателей (их вложения дают 11,5% всех рекламных доходов издателей,
15% - доходов радио, более 11% доходов телеканалов). А вот Интернет до
сих пор слабо охвачен данного рода рекламой (1%). Доля уличной рекламы
составляет всего 0,1%.
В целом бюджеты на акции в местах продаж,
выкладку в аптеках и прочее компании потратили 8-12 миллиардов рублей.
Если говорить о продвижении рецептурных препаратов, то на них выделили
456 миллиона рублей. Президент группы "Протек" Вадим Музяев полагает:
сильный удар может! нанести также внедрение лекарственного страхования.
Тогда пациенты переключатся на бесплатные, выписанные врачом препараты, а
не на те, что рекламируют.