Александр Семенов,
генеральный директор ЗАО «Активный компонент»: «Необходимо открывать
предприятия, осуществляющие последние стадии синтеза и выпускающие
субстанции, соответствующие мировым стандартам качества»
Основной
задачей национальной безопасности является обеспечение качества
фармацевтической продукции. К сожалению, на сегодняшний момент так и не
сняты все противоречия в реализации принятой стратегии Фарма-2010, и, на
наш взгляд, если своевременно не поднять вопрос об эффективных мерах по
ее обеспечению, то проблема так и останется нерешенной.
Проблема
качества ГЛС на сегодняшний день продолжает волновать фармрынок на всех
уровнях– на государственном, на уровне производителей, и, разумеется,
на уровне потребительского сектора. Очевидным решением проблемы борьбы с
фальсифицированной продукцией является контроль качества как готовых
лекарственных средств зарубежного и российского производства до этапа
попадания этой продукции в торговую систему,так и (в первую очередь!)
контроль качества сырья для производства этих лекарственных средств.
Еще
при обсуждении Закона «Об обращении лекарственных средств» в 2008-2009
годах я выступал активным противником отмены регистрации АФС, поскольку
мы ясно понимали, что в страну может пойти плохоконтролируемый поток
низкокачественного сырья из-за рубежа, и в условиях, когда российские
трейдеры не отвечают перед производителями ГЛС своими активами за
качество поставляемых субстанций: возможны случаи, когда торговые
компании будут ввозить и ввозят в РФ фальсифицированные субстанции
низкого качества.
Мы неоднократно
поднимали вопрос о необходимости контроля фармсубстанций не только в
России на этапе ввоза, но и за рубежом, на этапе инспекции закупаемой
продукции. К сожалению, внешний инспекторат так и!
не появ
ился: в Россию продолжают поступать субстанции сомнительного качества от
неизвестных производителей, не обладающих сертификатом GMP.И, что
наиболее прискорбно, такие поставки осуществляются
компаниями-трейдерами, не отвечающими своими активами за поставленную
продукцию— потому что таких активов у них попросту нет. Что касается
нашей компании, то у нас технологический процесс, по которому
осуществляется производство фармсубстанций, реализуется следующим
образом: закупается химическое сырье(основная страна-поставщик это
Китай) у аудированных по стандарту GMPпроизводителей, а далее на всех
этапах производства сначала сырье, а потом готовый продукт проходит
пятиступенчатый контроль качества в наших аккредитованных лабораториях.
На
наш взгляд, механизмы решения проблемы качества продукции и, как
следствие, реализации программы импортозамещения (до 50% к 2020 году
согласно стратегии Фарма-2020)важно создать механизм привлечения
иностранных производителей АФС в Российскую Федерацию (мы говоримо
производителях высококачественных инновационных АФС).При этом актуально
не открывать гигантские заводы, осуществляющие полный цикл производства
многотоннажных субстанций, ведь мы знаем, что сегодня даже в Китае такие
заводы закрываются из-за угрозы экологической безопасности. Необходимо
открывать предприятия, осуществляющие последние стадии синтеза и
выпускающие субстанции, соответствующие мировым стандартам качества
(как, например, это делают в Европе и США). При привлечении иностранных
производителей разумно предоставлять им различные налоговые льготы (как
сейчас происходит при формировании российских фармкластеров), а также с
определенного периода(например, с 2015 года), ввести заградительные
пошлины на ввозимые в РФ АФС, если аналогичные АФС в России уже
производят.
Кроме того, мы выступаем
за создание института внешнего инспектората зарубежных
заводов-изготовителей АФС (на базе Росздравнадзора) и включении в
инспекторат представителей коммер!
ческих к
омпаний- изготовителей АФС в РФ. И, наконец, необходимо создать механизм
проверки качества ввозимых в РФ АФС - посредством прохождения
обязательной сертификации в гослабораториях.
Ситуация
на рынке сегодня – спорная,вызывающая много дискуссий и обсуждений. Тем
не менее, мы уверены, что согласованные действия производителей и
государственных структур в отношении установления благоприятных условий
для отечественных компаний, а также внедрение обязательного инспектората
поступающей в РФ фармсубстанций (как внутренний, так и внешний аудит),
позволят обеспечить стратегию импортозамещения к 2020 году в том объеме,
который будет соответствовать поставленным перед нами задачам.