Экономический кризис, который чудесным

образом миновал отечественный фармацевтический рынок два года назад,

догнал отрасль в первом полугодии 2011-го. По данным экспертов, ударные

темпы роста на 20–25% в год уже остались в прошлом. К концу года, по

прогнозам маркетинговых компаний, рост может смениться полной

стагнацией.

Это стало неприятным сюрпризом для крупного международного

фармацевтического бизнеса, инвестировавшего под давлением властей в

развитие российской фарминдустрии значительные средства. Последняя

надежда отделов продаж иностранных корпораций, увязших в российском

рынке, — гарантированные государственные закупки дорогостоящих

препаратов как федерального, так и регионального уровня.


«Лекарства, продающиеся в аптеках, дорожали за последние шесть месяцев

значительно медленнее, чем другие потребительские товары в нашей стране,

в первую очередь продовольствие», — сообщил «МН» генеральный директор

центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Демидов. По его

данным, цены на медикаменты выросли в коммерческой продаже в среднем

по России на 5%, в то время как продукты питания подорожали в среднем

на 18%, а бензин — на 20–25%. Не подстегивает цены на лекарства и

увеличение накладных расходов всей товаропроводящей цепочки — от

производителя, для которого подорожали коммунальные платежи, до

вынужденной платить больше за аренду помещений аптеки.


Сдержанность ценовой политики оптовых и розничных фармдистрибьюторов

объясняется снизившимся спросом на медикаменты в первые месяцы 2011-го.

«Наблюдается серьезная затоваренность складов практически всех

дистрибьюторов и производителей. Даже в кризисный 2008 год спрос был

больше, хотя риски, связанные с изменением курса валют, были выше

сегодняшних, — говорит Демидов. — Проще говоря, россияне опять стали

экономить на лекарствах».


По прогн!

озам экс

пертов, учитывая сложившуюся тенденцию и уровень инфляции, рост

коммерческого фармацевтического рынка в стране по итогам года не

превысит 2–3% в рублевом эквиваленте. Этот прогноз полностью совпадает с

ожиданиями директора маркетингового агентства Cegedim Strategic Data

Давида Мелик-Гусейнова. «Итоги первого полугодия 2011 года, и особенно

второго квартала, когда мы получили всего 7% роста, что ниже инфляции,

несомненно, скажутся на инвестиционной привлекательности отрасли через

несколько лет», — сказал он «МН». По словам Мелик-Гусейнова, «фарма —

это не нефтянка, у нее рубильника нет», поэтому планы западных

корпораций относительно развития на отечественной почве будут

корректироваться постепенно, но неуклонно.


А пока каждая

компания, вложившая деньги в Россию, спасается как может: ищет островки

стабильности в пучине отечественного рынка. На обедневших обывателей,

понятное дело, нет никакой надежды. А спасательный круг госзакупок и до

кризиса привлекал слишком много желающих. На этом фоне «третьим путем»

для крупного фармбизнеса стали региональные программы лекарственного

обеспечения, которыми они раньше гнушались по причине скромности сумм,

заложенных в них на закупку дорогостоящих препаратов. Но сегодня такие

программы есть фактически во всех регионах-донорах, и рассчитаны они в

первую очередь на обеспечение противоопухолевыми препаратами

онкологических больных. Несмотря на то что онкологические заболевания

являются самой распространенной причиной смерти в стране, за счет

федеральной программы «7 нозологий» лекарствами обеспечиваются только

гемаонкологические больные.


Мониторинг муниципальных

закупок лекарств, который ведет «Фармэксперт», показывает, что в

некоторых регионах наблюдается бум госконтрактов на поставку

дорогостоящих препаратов — они растут в разы быстрее рынка. В

Краснодарском крае в первом полугодии противоопухолевые препараты герц!

ептин, к

селод и авастин закуплены на 698 тыс. долл., что вдвое больше, чем в

прошлом году. А в Татарстане, который всего за несколько месяцев из

аутсайдера списка региональных закупок дорогостоя превратился в один из

лидирующих регионов, за первые шесть месяцев года тот же набор был

закуплен на 524 тыс. долл. (против 67 тыс. долл., потраченных в первом

полугодии 2010 года).


И это только начало новой тенденции.

«Традиционно основной объем региональных средств тратится на закупки

во втором полугодии, точнее — в конце года, когда приходится докупать

заканчивающиеся лекарства и сводить дебет с кредитом», — поясняют

эксперты. По словам представителей отрасли, гиганты западной фармы

сейчас атакуют региональных руководителей здравоохранения и

губернаторов, а также колесят по стране с концертами и общественными

акциями в поддержку «современных методов лечения» рака.

Автор:  Галина Паперная

Источник текст:  www.mn.ru


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
ЯФФ ЯФФ
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Канонфарма Канонфарма
Северная Звезда Северная Звезда
Карипаин Карипаин
Пептид-Био Пептид-Био
Пальма Пальма
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Органика Органика
Дальхимфарм Дальхимфарм
Косфарма Косфарма
Авилон ФК Авилон ФК
Ретиноиды Ретиноиды