Экономический кризис, который чудесным
образом миновал отечественный фармацевтический рынок два года назад,
догнал отрасль в первом полугодии 2011-го. По данным экспертов, ударные
темпы роста на 20–25% в год уже остались в прошлом. К концу года, по
прогнозам маркетинговых компаний, рост может смениться полной
стагнацией.
Это стало неприятным сюрпризом для крупного международного
фармацевтического бизнеса, инвестировавшего под давлением властей в
развитие российской фарминдустрии значительные средства. Последняя
надежда отделов продаж иностранных корпораций, увязших в российском
рынке, — гарантированные государственные закупки дорогостоящих
препаратов как федерального, так и регионального уровня.
«Лекарства, продающиеся в аптеках, дорожали за последние шесть месяцев
значительно медленнее, чем другие потребительские товары в нашей стране,
в первую очередь продовольствие», — сообщил «МН» генеральный директор
центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Демидов. По его
данным, цены на медикаменты выросли в коммерческой продаже в среднем
по России на 5%, в то время как продукты питания подорожали в среднем
на 18%, а бензин — на 20–25%. Не подстегивает цены на лекарства и
увеличение накладных расходов всей товаропроводящей цепочки — от
производителя, для которого подорожали коммунальные платежи, до
вынужденной платить больше за аренду помещений аптеки.
Сдержанность ценовой политики оптовых и розничных фармдистрибьюторов
объясняется снизившимся спросом на медикаменты в первые месяцы 2011-го.
«Наблюдается серьезная затоваренность складов практически всех
дистрибьюторов и производителей. Даже в кризисный 2008 год спрос был
больше, хотя риски, связанные с изменением курса валют, были выше
сегодняшних, — говорит Демидов. — Проще говоря, россияне опять стали
экономить на лекарствах».
По прогн!
озам экс
пертов, учитывая сложившуюся тенденцию и уровень инфляции, рост
коммерческого фармацевтического рынка в стране по итогам года не
превысит 2–3% в рублевом эквиваленте. Этот прогноз полностью совпадает с
ожиданиями директора маркетингового агентства Cegedim Strategic Data
Давида Мелик-Гусейнова. «Итоги первого полугодия 2011 года, и особенно
второго квартала, когда мы получили всего 7% роста, что ниже инфляции,
несомненно, скажутся на инвестиционной привлекательности отрасли через
несколько лет», — сказал он «МН». По словам Мелик-Гусейнова, «фарма —
это не нефтянка, у нее рубильника нет», поэтому планы западных
корпораций относительно развития на отечественной почве будут
корректироваться постепенно, но неуклонно.
А пока каждая
компания, вложившая деньги в Россию, спасается как может: ищет островки
стабильности в пучине отечественного рынка. На обедневших обывателей,
понятное дело, нет никакой надежды. А спасательный круг госзакупок и до
кризиса привлекал слишком много желающих. На этом фоне «третьим путем»
для крупного фармбизнеса стали региональные программы лекарственного
обеспечения, которыми они раньше гнушались по причине скромности сумм,
заложенных в них на закупку дорогостоящих препаратов. Но сегодня такие
программы есть фактически во всех регионах-донорах, и рассчитаны они в
первую очередь на обеспечение противоопухолевыми препаратами
онкологических больных. Несмотря на то что онкологические заболевания
являются самой распространенной причиной смерти в стране, за счет
федеральной программы «7 нозологий» лекарствами обеспечиваются только
гемаонкологические больные.
Мониторинг муниципальных
закупок лекарств, который ведет «Фармэксперт», показывает, что в
некоторых регионах наблюдается бум госконтрактов на поставку
дорогостоящих препаратов — они растут в разы быстрее рынка. В
Краснодарском крае в первом полугодии противоопухолевые препараты герц!
ептин, к
селод и авастин закуплены на 698 тыс. долл., что вдвое больше, чем в
прошлом году. А в Татарстане, который всего за несколько месяцев из
аутсайдера списка региональных закупок дорогостоя превратился в один из
лидирующих регионов, за первые шесть месяцев года тот же набор был
закуплен на 524 тыс. долл. (против 67 тыс. долл., потраченных в первом
полугодии 2010 года).
И это только начало новой тенденции.
«Традиционно основной объем региональных средств тратится на закупки
во втором полугодии, точнее — в конце года, когда приходится докупать
заканчивающиеся лекарства и сводить дебет с кредитом», — поясняют
эксперты. По словам представителей отрасли, гиганты западной фармы
сейчас атакуют региональных руководителей здравоохранения и
губернаторов, а также колесят по стране с концертами и общественными
акциями в поддержку «современных методов лечения» рака.
Автор: Галина Паперная
Источник текст: www.mn.ru