Прошло почти 50 лет с тех пор, как Уотсон (Watson) и Крик (Crick) обнаружили, что ДНК имеет структуру двойной спирали (подобно скрученной веревочной лестнице).

Вся научная работа, проделанная с тех пор в области генетики, бледнеет в сравнении с достижениями, сообщения о которых появились в прессе в начале февраля текущего года. Проект исследований человеческого генома (Human Genome Project), первоначально задуманный Министерством Энергетики США несколько лет назад, постепенно перерос в сотрудничество между Национальным институтом здоровья (National Institute of Health), трастом Wellcome Trust, фармацевтическими компаниями и научным сообществом. Участники проекта стремились добиться полного понимания природы человеческих генов. Дж. Крейг Вентер (J. Craig Venter), один из первых участников проекта, покинул его ради работы в фирме Human Genome Sciences, затем перешел в компанию Perkin-Elmer и, наконец, основал фирму Celera Genomics. С появлением этой фирмы в области фундаментальных
исследований человеческого генома, или генетического кода человека, стало на одного игрока больше, но основными целями этой организации были уже цели, характерные для многих начинающих коммерческих предприятий - добиться конкурентного "преимущества первопроходца" в своей области.

Celera Genomics открыто бросила вызов Human Genome Project (HGP) только месяц назад, когда ею была опубликована полная карта человеческого генома. В числе многих неожиданных результатов исследований компания сообщила, в частности, о том, что человеческий организм "оборудован" лишь приблизительно 30 тысячами генов, а не более 100 тысячами, как считалось ранее. Меньшее количество генов, требующих исследований, снижает значимость лидирующих позиций Celera Genomics в противоборстве с HGP, которое по причине бесконечных этических разногласий между двумя этими организациями обещало в скором времени перерасти чуть ли не в судебный процесс. Одним из главных "яблок раздора" между ними был вопрос о разглашении результатов предварительных исследований в области расшифровки генома. Так, Celera Genomics получает прибыль за счет продажи подписки на свою биотехнологическую базу данных, тогда как результаты совместных усилий организаций-участников проекта Human Genome Project находятся в свободном

доступе. Тем не менее, в апреле текущего года представители этих двух "враждебных друзей" вместе с другими исследователями, работающими в области генетики, соберутся на симпозиум с целью обмена мнениями.

Как стало известно в феврале 2001 г., геном человека состоит из 30 тыс. генов. Различные гены определяют различные характеристики организма. Очень упрощенно говоря, один ген, к примеру, может определять окраску перьев у птицы, а другой "отвечает" за форму ее клюва. Поэтому ученые и заинтересованы в том, чтобы определить, за что отвечает тот или иной ген в организме, чтобы иметь возможность на генетическом уровне осуществлять профилактику различных заболеваний.

В то время как ген содержит "инструкции" для образования протеинов, не все из этих инструкций используются в один данный момент времени. С изменением клеточной структуры организма некоторые из генов перестают работать, а некоторые начинают. Некоторые гены никогда так и не востребуются организмом. Чтобы еще больше все усложнить природа иногда рождает мутантные комбинации генов, называемые полиморфизмами.

Ученые, конечно, больше заинтересованы в активных генах, поскольку именно они влияют на клеточные функции организма. А чтобы определить, какие гены являются в настоящий момент активными, ученые используют так называемый "микроматричный" чип, иногда называемый биочипом. Микроматрица - это маленькая силиконовая подложка, на которой "посеяны" в определенных точно рассчитанных местах тысячи созданных в лаборатории образцов ДНК. Эти крошечные образцы, по другому называемые "пробы", имеют размеры всего по 200-300 микрон каждый, а размер всей матрицы приблизительно равен размеру 25-центовой монеты. Последовательность "пар основ" для каждой пробы представляет определенный тип гена.

Очевидно, что в центре этого процесса находится микроматричная технология. Теперь, когда ученые имеют полную карту человеческого генома (которая, однако, еще требует серьезных исследований), потенциал микроматрицы можно использовать в полной мере. С помощью этой технологии продолжительность тестов, которые раньше занимали несколько дней, сократилась до нескольких минут. А поскольку количество тестов, выполняемых в единицу времени, чрезвычайно важно, использование микроматриц - это единственный способ для компаний, занимающихся генетическими исследованиями, оставаться конкурентоспособными. По оценкам, к 2005 г. объем рынка микроматриц для исследования ДНК составит от $1 млрд. до $6,3 млрд., но даже и меньшая цифра будет свидетельствовать о впечатляющем росте этого рынка. Возможно даже, что это направление будет развиваться быстрее, чем предполагается в настоящее время, поскольку могут появиться другие специализированные устройства, позволяющие проводить немедленное тестирование для

определенных целей.

К примеру, в настоящее время департамент полиции штата Иллинойс работает совместно с Argonne National Lab над разработкой чипов ДНК митохондрии, которые позволят криминалистам проводить большее количество тестов за меньшее время. Митохондрия - клеточная органелла, отвечающая за окисление богатых энергией субстанций - имеет свою собственную ДНК, причем потомки наследуют митохондрию своих матерей, а потому ДНК митохондрии наилучшим образом позволяет идентифицировать личность, а также проследить родословную человека.

Но естественно, что одним из наиболее очевидных применений микроматриц является фармацевтическая индустрия. И сегодняшние чипы, и устройства следующего поколения позволят находить взаимосвязь между специфическими активными генами и симптомами заболеваний. А результатом этих достижений станут специализированные лекарства, разработанные с учетом конкретного набора характеристик отдельного пациента. Кроме того, биочипы, скорее всего, начнут применяться в различного вида диагностическом оборудовании. Ученые обнаружили, что те самые зловредные полиморфизмы зачастую ведут к тому, что степень восприимчивости разных людей к одному и тому же лекарству очень сильно разнится. Например, видоизмененный ген несет ответственность за повышенную чувствительность японцев к алкоголю. То же самое относится и к повышенной чувствительности некоторых людей к определенной пище, а также склонности к таким заболеваниям, как диабет и астма, или неспособности человеческого организма перерабатывать некоторые

лекарства. Мгновенное обследование пациента на генетическом уровне в будущем станет неотъемлемой частью визита к врачу.

Компании, работающие в области генетических исследований, можно разделить на несколько групп. Возможно, наиболее перспективным (с точки зрения постоянства притока доходов) направлением является производство самих биочипов или оборудования для определения последовательности пар основ в структуре ДНК генов. В этом направлении работают такие компании, как Applera APPL Bio, Affymetrix, Incyte Genomics, HYSEC Inc., NANOGEN Inc., Motorola Inc., Agilent Tech, а в последнее время и Corning Inc. Эти компании будут поставлять свое оборудование для различных отраслей, и независимо от успеха или неудачи любого из их заказчиков, услуги этих поставщиков будут оплачиваться. Основной риск, сопровождающий деятельность таких компаний, заключается в возможности постоянных споров за принадлежность патентов на те или иные технологии. Уже сейчас компании Affymetrix, Incyte Genomics и HYSEC Inc. проводят довольно много времени в судах.

Следующим сегментом сферы генетических исследований является создание баз данных генетической информации, предназначенных для продажи различным исследователям. В этом сегменте работают такие фирмы, как Celera Genomics, Incyte Genomics, GENSET, Myriad Genetics и CURAGEN Corp. В настоящее время, когда расшифровка генома человека еще далека от полного завершения, это направление выглядит довольно прибыльным. Однако есть вероятность того, что в будущем подобная информация будет общедоступна, и тогда компании, работающие в данной сфере, могут столкнуться с проблемой неуклонного снижения уровня доходов. Ну а пока создатели баз данных будут создавать свои базы, они будут вынуждены закупать оборудование для проведения необходимых исследований у компаний первой группы.

Тем заказчикам, кто самостоятельно не сможет или не захочет проводить исследования, необходимые для их будущих продуктов, придется обратиться к третьей группе, представленной исследовательскими лабораториями, работающими на заказ. В эту группу входят CUBIST Pharm, Aurora Bio и IGEN Intl Inc., и вероятный бум в развитии специализированных областей применения генетического тестирования благоприятно скажется на доходах ее представителей. Возможно даже, что эти компании станут биотехнологическими аналогами контрактных производителей электронного оборудования, подобных Flextronix. Между тем, это опять же хорошая новость для компаний первой группы.

Еще одной группой компаний, связанной с генетическими исследованиями, являются разработчики новых лекарственных препаратов, и среди них: Human Genome, Milenn Pharm, ONYX Pharmaceutical, OXFORD Glycosci, CURAGEN Corp., Gene Logic и LYNX Therapeut. В то время как новые лекарства - это всегда перспективно, соотношение риска к доходности для этой группы компаний довольно высоко. Кроме того, даже после обнаружения соответствующей формулы и ее получения, доклинические испытания занимают до 6 лет, на клинические испытания уходит порядка 7 лет, а затем потребуется еще около года на получение разрешения на выпуск препарата от регулирующих органов. Поэтому, принимая решение об инвестициях в акции компаний этой группы, следует обратить внимание на количество препаратов, находящихся на различных стадиях исследований, и оценить временные рамки выпуска тех или иных препаратов на рынок. Опять же эта группа компаний является потенциальными клиентами первой группы.

И, наконец, еще одна категория, работающая в области генетики, не является потенциальной клиентурой компаний первой группы, однако сама представляет перспективный объект для инвестиций. Эта категория специализируется на "биоинформатике", т.е. разработке программного обеспечения для навигации в огромных массивах результатов генетических исследований с целью обнаружения взаимоотношений и корреляции тех или иных данных. К этой категории относятся, например, компании Genomica Copr. и Rosetta Inpharm., а также ряд частных фирм. Одним из первых "поручителей" фирмы Rosetta Inpharm. был соучредитель Microsoft CP Пол Аллен (Paul Allen), и фирме удалось привлечь $100 млн. путем проведения IPO в августе 2000 г. Rosetta Inpharm. сотрудничает с компаниями Abbott Laboratories, Gemini Genomics и гигантом сельскохозяйственной отрасли Monsanto по ряду разнообразных проектов. В ее силах проводить 100 тысяч тестов ДНК в год, что превышает число тестов, проведенных всей отраслью за последние два года.

Нельзя также не отметить, что вычислительная биология способна обеспечить спрос на продукцию производителей специализированного компьютерного оборудования, таких как COMPAQ Computer. В процессе построения карты человеческого генома Celera Genomics работала исключительно с сетевыми системами AlphaServer, позволившими ей обработать более 70 терабайт (1024 Гбайт) данных. COMPAQ Computer намерена и дальше сотрудничать с Celera Genomics и американским правительством в области разработки крупнейшего суперкомпьютера вычислительной мощностью в 1500 гигафлопов (вычислительная мощность большинства ПК равна одному гигафлопу!).

Наконец, для тех, кто хотел бы заглянуть в отдаленное будущее генетических технологий, будет интересно узнать, что следующее поколение устройств для проведения соответствующих исследований и тестов, уже разрабатывается в лабораториях исследовательских институтов. Новое поколение биочипов основывается на появившемся недавно научном направлении - протеомике, науке о белках. Очевидно, что в этой сфере активно применяются традиционные методы, использующиеся в полупроводниковой индустрии. Используя крошечные каналы шириной всего в 50-100 микронов и электрофоретические "насосы", состоящие из платиновых соединений при различных уровнях напряжения в каналах, новые биочипы попытаются репродуцировать метаболические процессы, характерные для живой клетки. Пусть через 10 лет или больше, но моделирование процессов, происходящих в организме человека, на чипе, в конце концов, приведет к созданию специфических молекул, способных вызывать желаемые клеточные реакции для поддержания или восстановления

состояния клеток на самом фундаментальном - генетическом - уровне. И инвесторы, вложившие средства в акции компаний, которые возглавят этот процесс, безусловно, не останутся разочарованными.

Источник: финансово-аналитическое агентство "K2Kapital"


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Канонфарма Канонфарма
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Северная Звезда Северная Звезда
ЯФФ ЯФФ
Карипаин Карипаин
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Косфарма Косфарма
Авилон ФК Авилон ФК
Дальхимфарм Дальхимфарм
Пептид-Био Пептид-Био
Ретиноиды Ретиноиды
Пальма Пальма
Органика Органика