ФАС будет настаивать на включении БАДов в перечень лекарственных средств, сказал вчера глава ведомства Игорь Артемьев.
Сейчас оборот добавок регулируется законом "О безопасности пищевых
продуктов", а большинство производителей БАДов утверждают, что их
препараты лечат или служат для профилактики заболеваний, объясняет
руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей
Нижегородцев.
"Поэтому мы считаем необходимым подвести все
биологически активные добавки под регулирование закона “Об обращении
лекарственных средств”, при этом в ходе регистрации производители
обязательно должны доказывать эффективность своих препаратов", —
говорит он.
Когда готовился закон об обороте лекарственных
средств, ФАС уже предлагала включить в него БАДы, и Минздравсоцразвития
было против. "Мы не меняли свою позицию: в нашем понимании БАДы
относятся к пищевым добавкам", — говорит представитель министерства.
По данным DSM Group, в 2009 г. аптеки продали 226 млн упаковок
БАДов на общую сумму 12,1 млрд руб. В деньгах рынок вырос на 6% по
сравнению с 2008 г., сказал гендиректор компании Сергей Шуляк. На
тройку лидеров — компании "Эвалар", "Диод" и "Аквион" — приходится 33%
объема аптечных продаж.
Если инициатива ФАС пройдет,
производители БАДов должны будут пройти регистрацию продукции как
лекарственные средства (по закону она занимает до 210 дней) и проводить
клинические исследования, которые должны подтвердить их эффективность и
безопасность, говорит юрист Baker & McKenzie Сергей Ломакин.
"Сомневаюсь, что они смогут ее пройти, поскольку от БАДов не требуется
лечить", — удивляется эксперт. Да и санитарные нормы прямо обязывают
производителя размещать на этикетке продукта фразу "не является
лекарством", добавляет гендиректор "Диода" Владимир Тихонов.
Вопрос
касается и сокращения ка!
налов пр
одаж — лекарства могут продаваться только в аптеках, указывает Ломакин.
Только 70% БАДов продается через аптеки, подсчитала Марина Пономарева,
исполнительный директор некоммерческого партнерства производителей
БАДов и лечебно-профилактического питания, 20% приходится на
специализированные магазины и супермаркеты, а еще 10% — на
дистанционную торговлю. Например, "Диод" продает свои БАДы в отделах
диетического питания гипермаркетов Metro, говорит Тихонов.
Вернее
было бы внести изменения в закон о рекламе, резюмирует Ломакин. Или
ужесточить требования к исполнению действующего закона о рекламе,
добавляет Тихонов.