Депутаты Госдумы выступили с предложением

закрепить на законодательном уровне регулирование оптового звена

фармацевтического рынка: они предлагают установить квоты по размеру

уставного капитала дистрибуторов, согласовывать ассортимент для каждого

оптовика и создать единого логистического оператора, обслуживающего

госзаказы.

Предложения по регулированию дистрибуции на

фармрынке изложены в письме члена комитета Госдумы по охране здоровья

Татьяны Яковлевой к заместителю министра финансов Сергею Шаталову (есть

в распоряжении "Ъ").


К прямым мерам по "оптимизации

фармацевтической логистики" госпожа Яковлева относит закрепление квоты

на размер уставного капитала оптовых компаний, утверждение

обязательного ассортимента для дистрибуторов и обязательство оптовиков

заключать прямые контракты с производителями лекарств. Кроме этого

депутат предлагает создать или выбрать из существующих игроков единого

логистического оператора для обслуживания госзаказов и внедрить

стандарт GDP (Good Distribution Practice; стандарт стран Евросоюза по

дистрибуции лекарственных средств).


Предложенные инициативы

после обсуждения на рабочей группе с участием представителей

Минпромторга, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития могут быть

оформлены как поправки в федеральный закон N 61 "Об обращении

лекарственных средств" или выделены в отдельное постановление

правительства РФ. Сроки проведения рабочей группы Татьяна Яковлева не

уточнила.


В Минфине получить комментарий вчера не удалось.

Представитель Минздравсоцразвития сказал "Ъ", что пока не слышал о

предложениях депутата Татьяны Яковлевой.


Объем российского

фармацевтического рынка в 2010 году составил $17,7 млрд (плюс 13% к

2009 году). На рынке работает порядка 500-700 дистрибуторов, при этом

на десятку крупнейших — "СИА Интернейшнл", "Протек", "Катрен", РОСТА,

Alliance Healthcare, "Р-Фа!

рм"

, Oriola, "Биотэк", "Пульс", "Империя-Фарма" — приходится до 80% рынка.


В сравнении с рынками Западной Европы, США или Японии

количество фармдистрибуторов в России чрезмерно, уверена Татьяна

Яковлева: посреднические структуры увеличивают стоимость товара,

усложняют финансовые потоки, ухудшают условия хранения и

транспортировки лекарственных средств. Предложенные меры сократят

количество посредников, надеется она.

Но топ-менеджер

крупного российского дистрибутора считает, что предложенные поправки

необходимы для того, чтобы подтолкнуть дистрибуторов к продаже бизнеса

государственным структурам. С 2007 года чиновники вынашивают идею

создания национального дистрибутора лекарств: впервые такая идея была

описана в "Концепции создания национального координационного

распределительного центра "Фармацевтический логистический комплекс""

(ФЛК; см. "Ъ" от 21 августа 2007 года). Тогда источники "Ъ" в

Минздравсоцразвитии называли в качестве автора концепции "силовые

ведомства". Разработчики концепции подсчитали, что государственный

дистрибутор лекарств поможет ежегодно экономить госбюджету 4 млрд руб.

Создать ФЛК планировалось на базе существующих игроков из первой

десятки. Переговоры, в частности, велись с "СИА Интернейшнл",

"Протеком", РОСТА и "Катреном", рассказывали "Ъ" источники, близкие к

этим компаниям. Обсуждение идет и сейчас: возможным консолидатором

могут выступить "Ростехнологии" (с 2008 года госкорпорация реализует

проект по созданию фармхолдинга) на средства Сбербанка и ВТБ,

рассказывал в марте источник в одном из этих банков. Официально

участники рынка и банки эту информацию не комментируют.

Последние изменения в законодательстве уже сделали дистрибуторский

бизнес низкорентабельным, и небольшие дистрибуторы всерьез задумались о

продаже бизнеса, говорил на прошлой неделе президент РОСТА Давид

Паникашв!

или на ф

оруме Адама Смита в Санкт-Петербурге. С 1 апреля 2010 года федеральный

закон "Об обращении лекарственных средств" регулирует предельно

допустимые наценки на лекарства из списка жизненно необходимых и

важнейших лекарственных препаратов, из-за чего рост дистрибуционного

звена замедлился: в натуральном выражении рынок без учета госзакупок

вырос всего на 6% (в 2009-м прирос на 22%).

Для того чтобы

сделать дистрибуторский бизнес прозрачным и сократить число оптовых

компаний, достаточно внедрения стандарта GDP, уверен директор Cegedim

Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. Создание национального

дистрибутора сейчас труднореализуемо, считает Сергей Шуляк из DSM

Group: "В тендерах по госзакупкам участвуют 80 регионов, при этом у

самых крупных компаний насчитывается 45 филиалов. На базе одного или

двух дистрибуторов создание национального логистического оператора

невозможно. Чтобы одному дистрибутору расширить филиальную сеть до 80

регионов, потребуется минимиум $500 млн инвестиций".


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Дальхимфарм Дальхимфарм
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Пептид-Био Пептид-Био
Косфарма Косфарма
Карипаин Карипаин
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Канонфарма Канонфарма
Пальма Пальма
Органика Органика
Северная Звезда Северная Звезда
Авилон ФК Авилон ФК
Ретиноиды Ретиноиды
ЯФФ ЯФФ