Основные итоги 2010 года на
фармацевтическом рынке подводит эксперт портала Pharm-MedExpert.Ru,
директор Национальной Дистрибьюторской компании Настасья Иванова.
Главным событием года стало введение государственного контроля цен на
жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП),
которые пользуются большим спросом у граждан и больше всего влияют на
снижение уровня заболеваемости и смертности. Это было сделано в рамках
вступившего в силу закона «Об обращении лекарственных средств», который
принципиально изменил систему регистрации и распространения лекарств в
России.
Появление на российском фармрынке механизма
госрегулирования привело к тому, что на коммерческом рынке тенденцией
стало снижение цен как на важнейшие препараты, так и на некоторые
медикаменты, не попавшие в перечень необходимых. Правда, падение цен не
оказалось глобальным и составило по разным оценкам от 4 до 6% (данные
Виктора Христенко, которые он огласил на встрече с Президентом – 2%).
Несмотря на это, фактор снижения цен в посткризисный период стал важным
катализатором продолжившегося роста фармрынка, в первую очередь, в
натуральном выражении. Правда, не обошлось и без негатива –
госрегулирование оказало влияние на положение всех участников рынка:
стала ниже и без того невысокая рентабельность у аптечных организаций,
из-за ограничения размера оптовых надбавок пострадали дистрибьюторы, а
также некоторые производители, которые не стали регистрировать свои
препараты, посчитав это экономически нецелесообразным. Все это
произошло, потому что прибыльность продаж лекарств снизилась.
Появились и другие проблемы, в частности, госрегулирование цен привело
не только к некоторому сокращению ассортимента, но и к тому, что
дистрибьюторы и аптеки чаще начали закупать и продавать наиболее дорогие
препараты. Сегодня наибольшим коммерческим интересом у оптовиков и
аптек пользуются препараты с максимально !
высокой
зарегистрированной ценой.
В результате в проигрыше остаются
не только потребители, но и отечественные производители, цены которых
на аналогичные медикаменты ниже, чем у зарубежных конкурентов. Однако, в
целом, государственный контроль за ценами на важнейшие лекарства,
безусловно, оказался полезным с точки зрения социальной стабильности.
Законом была изменена система регистрации новых лекарств, а также
сокращены ее сроки. Сделаны попытки выровнять условия доступа на рынок
для отечественных и зарубежных производителей, создать условия для
увеличения доли отечественных лекарств на рынке. На это направлена и
принятая федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию
фармпромышленности, одной из основных целей которой является
значительное увеличение доли продукции отечественного производства на
внутреннем рынке в стоимостном выражении к 2020 году.
Закон также предусматривает проведение мониторинга безопасности
лекарств, что позволит предпринимать действенные меры по борьбе с
некачественными, фальсифицированными и контрафактными лекарствами. В
идеале новый закон о лекарствах должен вывести к 2014 году российскую
фармацевтическую промышленность на европейские стандарты качества.
Первые лица государства показали личную заинтересованность к проблемам
фармы. Они лично проверяли цены в аптеках, встречались с губернаторами
регионов, проводили правительственные заседания, в том числе о
модернизации объектов здравоохранения, а также многочисленные совещания
по вопросам развития отечественной фармацевтики.
Среди
особо запомнившихся и концептуальных можно упомянуть совещание по
лекарственному обеспечению пенсионеров-льготников в Козельске, на
котором Дмитрий Медведев заявил о том, что российская фармацевтика
должна выпускать как можно больше отечественных лекарств и заменять ими
иностранную продукцию.
А также совещание на предприятии
«ХимРар», на котором Владимир Путин обсуждал ФЦП &!
laquo;Ра
звитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до
2020 года и на дальнейшую перспективу». Учитывая огромный потенциал
нашего фармрынка (даже, несмотря на кризис, рост фармацевтического
сектора превысил самые оптимистичные прогнозы), возможно, пришло
понимание того, что речь идет не только о государственной лекарственной
безопасности, но и об уникальной инвестиционной привлекательности
отрасли, которая в ближайшем будущем может стать локомотивом российской
экономики. Потенциал роста ёмкости фармрынка достигается за счет
увеличения сегмента рынка, обеспеченного государственными деньгами (ДЛО
и госпитальный сектор), а также увеличения потребления лекарств и
парафармацевтики на фоне повышения уровня жизни среднестатистического
россиянина.
Для примера, в 2005 году россиянин в среднем
тратил 58 долл. на покупку медикаментов, в 2006 году – 70 долл., в 2008
году - 67 долл. Сегодня в России потребляется лекарств на 82 долл. на
душу населения в год, в то время как в странах Евросоюза этот
показатель в среднем равен 200-250 евро на душу населения в год, а в
США доходит до 700 долл. У отечественной фарминдустрии есть огромный
потенциал для развития: доля фармрынка в создании ВВП у нас менее 1%.
Для примера, в ВВП Евросоюза фарма составляет около 2%.
Вывод: любые инвестиции в фармотрасль России – государственные, частные
или зарубежные - окупятся с толикой, даже смотря на существующие
проблемы. Ну а когда ситуация в фармацевтике находится на контроле у
руководителей государства и они постоянно об этом напоминают есть если
не уверенность, то достаточно серьезная надежда, что отрасль ждут
перемены.
Определяющим для развития отрасли должно стать
решение о переводе отечественных фармпредприятий на стандарты качества
GMP до 2014 года. Это не первая инициатива Минздрава, однако, все
предыдущие попытки госорганов в 2005 и 2009 годах потерпели неудачи.
Даже, несмотря на увеличение срока перехода на стандарт GMP на !
два года
(с 2012 до 2014), все отечественные предприятия будет невозможно
модернизировать в такие короткие сроки. Сегодня только 10% (56 из 454)
работают по стандарту GMP, еще 40% ввели его на отдельных участках, 50%
даже не начинали переоборудование производств.
При этом
степень износа основных фондов в российской фарминдустрии составляет
60%. Очевидно, что количество компаний, которые получат лицензии на
фармпроизводство после 1 января 2014 года, значительно сократится.
Общая стоимость инвестиций в переход на международные стандарты может
составить от 0,5 до 1 млрд. долл.
Но чтобы предприятия
переходили на GMP необходимо открыть для них выгодные кредитные линии,
оказать целевую финансовую помощь. Без масштабной государственной
поддержки, как финансовой, так и политической, модернизировать
существующие фармацевтические производства будет сложно.
Поддержка уже обещана и закреплена в тексте ФПЦ, согласно документу
модернизация производств на 75% будет профинансирована государством,
оставшаяся часть – частными инвесторами. Финансовая составляющая
является определяющей, поскольку в среднем затраты на обучение персонала
и техническое перевооружение лишь одного производства могут составить
от 5 до 20 млн. долл. А с учетом того, что процесс переоборудования
предприятий может занять от трех до четырех лет начинать его нужно прямо
сейчас.
В любом случае - надо быть готовым к тому, что
произойдет следующее: «переход на GMP – вымывание с рынка дешевых
лекарств - улучшение качества более дорогих лекарств – рост цен на
лекарства». Очевидно, что все затраты на модернизацию в будущем попадут
в себестоимость препаратов, российские лекарства могут стать по цене
равными импортным, а то и дороже.
Наравне с законом «Об
обращении лекарственных средств» появился еще один концептуальный
нормативный документ – в конце года Правительство России одобрило новую
ФЦП по развитию фар!
мацевтич
еской и медицинской промышленности. До 2020 года программой
предусмотрено финансирование в размере 188 млрд. рублей, из которых
122,5 млрд. станут средствами из федерального бюджета. 154 млрд. рублей
будет потрачено на научно-технологическое развитие.
Государство показало, какие именно деньги готово потратить на развитие
современной инновационной фармотрасли, но хватит ли этих средств на
модернизацию устаревших производств и строительство новых, на
восстановление отечественной исследовательско-
экспериментальной
базы - большой вопрос. По данным экспертов, в некоторых отраслевых НИИ
износ оборудования достигает 80–90%, а «утечка мозгов» не прекращается.
Сегодня очевиден высокий дефицит квалифицированных,
высокоинтеллектуальных и мотивированных кадров. Прогнозы неутешительны,
если не проводить решительных действий, не развивать законодательство,
не финансировать отрасль, не поддерживать отечественных производителей,
а также зарубежных инвесторов, готовых строить фабрики на территории
России, не развивать фармкластеры, не вкладывать деньги в разработки
собственных лекарств, то есть повторять все ошибки, которые были
допущены за последние 20 лет, то и в ближайшие десятилетия российский
фармацевтический рынок так и останется типичным колониальным.