Основные итоги 2010 года на

фармацевтическом рынке подводит эксперт портала Pharm-MedExpert.Ru,

директор Национальной Дистрибьюторской компании Настасья Иванова.



Главным событием года стало введение государственного контроля цен на

жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП),

которые пользуются большим спросом у граждан и больше всего влияют на

снижение уровня заболеваемости и смертности. Это было сделано в рамках

вступившего в силу закона «Об обращении лекарственных средств», который

принципиально изменил систему регистрации и распространения лекарств в

России.


Появление на российском фармрынке механизма

госрегулирования привело к тому, что на коммерческом рынке тенденцией

стало снижение цен как на важнейшие препараты, так и на некоторые

медикаменты, не попавшие в перечень необходимых. Правда, падение цен не

оказалось глобальным и составило по разным оценкам от 4 до 6% (данные

Виктора Христенко, которые он огласил на встрече с Президентом – 2%).


Несмотря на это, фактор снижения цен в посткризисный период стал важным

катализатором продолжившегося роста фармрынка, в первую очередь, в

натуральном выражении. Правда, не обошлось и без негатива –

госрегулирование оказало влияние на положение всех участников рынка:

стала ниже и без того невысокая рентабельность у аптечных организаций,

из-за ограничения размера оптовых надбавок пострадали дистрибьюторы, а

также некоторые производители, которые не стали регистрировать свои

препараты, посчитав это экономически нецелесообразным. Все это

произошло, потому что прибыльность продаж лекарств снизилась.


Появились и другие проблемы, в частности, госрегулирование цен привело

не только к некоторому сокращению ассортимента, но и к тому, что

дистрибьюторы и аптеки чаще начали закупать и продавать наиболее дорогие

препараты. Сегодня наибольшим коммерческим интересом у оптовиков и

аптек пользуются препараты с максимально !

высокой

зарегистрированной ценой.


В результате в проигрыше остаются

не только потребители, но и отечественные производители, цены которых

на аналогичные медикаменты ниже, чем у зарубежных конкурентов. Однако, в

целом, государственный контроль за ценами на важнейшие лекарства,

безусловно, оказался полезным с точки зрения социальной стабильности.


Законом была изменена система регистрации новых лекарств, а также

сокращены ее сроки. Сделаны попытки выровнять условия доступа на рынок

для отечественных и зарубежных производителей, создать условия для

увеличения доли отечественных лекарств на рынке. На это направлена и

принятая федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию

фармпромышленности, одной из основных целей которой является

значительное увеличение доли продукции отечественного производства на

внутреннем рынке в стоимостном выражении к 2020 году.



Закон также предусматривает проведение мониторинга безопасности

лекарств, что позволит предпринимать действенные меры по борьбе с

некачественными, фальсифицированными и контрафактными лекарствами. В

идеале новый закон о лекарствах должен вывести к 2014 году российскую

фармацевтическую промышленность на европейские стандарты качества.


Первые лица государства показали личную заинтересованность к проблемам

фармы. Они лично проверяли цены в аптеках, встречались с губернаторами

регионов, проводили правительственные заседания, в том числе о

модернизации объектов здравоохранения, а также многочисленные совещания

по вопросам развития отечественной фармацевтики.


Среди

особо запомнившихся и концептуальных можно упомянуть совещание по

лекарственному обеспечению пенсионеров-льготников в Козельске, на

котором Дмитрий Медведев заявил о том, что российская фармацевтика

должна выпускать как можно больше отечественных лекарств и заменять ими

иностранную продукцию.


А также совещание на предприятии

«ХимРар», на котором Владимир Путин обсуждал ФЦП &!

laquo;Ра

звитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до

2020 года и на дальнейшую перспективу». Учитывая огромный потенциал

нашего фармрынка (даже, несмотря на кризис, рост фармацевтического

сектора превысил самые оптимистичные прогнозы), возможно, пришло

понимание того, что речь идет не только о государственной лекарственной

безопасности, но и об уникальной инвестиционной привлекательности

отрасли, которая в ближайшем будущем может стать локомотивом российской

экономики. Потенциал роста ёмкости фармрынка достигается за счет

увеличения сегмента рынка, обеспеченного государственными деньгами (ДЛО

и госпитальный сектор), а также увеличения потребления лекарств и

парафармацевтики на фоне повышения уровня жизни среднестатистического

россиянина.


Для примера, в 2005 году россиянин в среднем

тратил 58 долл. на покупку медикаментов, в 2006 году – 70 долл., в 2008

году - 67 долл. Сегодня в России потребляется лекарств на 82 долл. на

душу населения в год, в то время как в странах Евросоюза этот

показатель в среднем равен 200-250 евро на душу населения в год, а в

США доходит до 700 долл. У отечественной фарминдустрии есть огромный

потенциал для развития: доля фармрынка в создании ВВП у нас менее 1%.

Для примера, в ВВП Евросоюза фарма составляет около 2%.


Вывод: любые инвестиции в фармотрасль России – государственные, частные

или зарубежные - окупятся с толикой, даже смотря на существующие

проблемы. Ну а когда ситуация в фармацевтике находится на контроле у

руководителей государства и они постоянно об этом напоминают есть если

не уверенность, то достаточно серьезная надежда, что отрасль ждут

перемены.


Определяющим для развития отрасли должно стать

решение о переводе отечественных фармпредприятий на стандарты качества

GMP до 2014 года. Это не первая инициатива Минздрава, однако, все

предыдущие попытки госорганов в 2005 и 2009 годах потерпели неудачи.

Даже, несмотря на увеличение срока перехода на стандарт GMP на !

два года

(с 2012 до 2014), все отечественные предприятия будет невозможно

модернизировать в такие короткие сроки. Сегодня только 10% (56 из 454)

работают по стандарту GMP, еще 40% ввели его на отдельных участках, 50%

даже не начинали переоборудование производств.


При этом

степень износа основных фондов в российской фарминдустрии составляет

60%. Очевидно, что количество компаний, которые получат лицензии на

фармпроизводство после 1 января 2014 года, значительно сократится.

Общая стоимость инвестиций в переход на международные стандарты может

составить от 0,5 до 1 млрд. долл.


Но чтобы предприятия

переходили на GMP необходимо открыть для них выгодные кредитные линии,

оказать целевую финансовую помощь. Без масштабной государственной

поддержки, как финансовой, так и политической, модернизировать

существующие фармацевтические производства будет сложно.


Поддержка уже обещана и закреплена в тексте ФПЦ, согласно документу

модернизация производств на 75% будет профинансирована государством,

оставшаяся часть – частными инвесторами. Финансовая составляющая

является определяющей, поскольку в среднем затраты на обучение персонала

и техническое перевооружение лишь одного производства могут составить

от 5 до 20 млн. долл. А с учетом того, что процесс переоборудования

предприятий может занять от трех до четырех лет начинать его нужно прямо

сейчас.


В любом случае - надо быть готовым к тому, что

произойдет следующее: «переход на GMP – вымывание с рынка дешевых

лекарств - улучшение качества более дорогих лекарств – рост цен на

лекарства». Очевидно, что все затраты на модернизацию в будущем попадут

в себестоимость препаратов, российские лекарства могут стать по цене

равными импортным, а то и дороже.

 

Наравне с законом «Об

обращении лекарственных средств» появился еще один концептуальный

нормативный документ – в конце года Правительство России одобрило новую

ФЦП по развитию фар!

мацевтич

еской и медицинской промышленности. До 2020 года  программой

предусмотрено финансирование в размере 188 млрд. рублей, из которых

122,5 млрд. станут средствами из федерального бюджета. 154 млрд. рублей

будет потрачено на научно-технологическое развитие.


Государство показало, какие именно деньги готово потратить на развитие

современной инновационной фармотрасли, но хватит ли этих средств на

модернизацию устаревших производств и строительство новых, на

восстановление отечественной исследовательско-

экспериментальной

базы - большой вопрос. По данным экспертов, в некоторых отраслевых НИИ

износ оборудования достигает 80–90%, а «утечка мозгов» не прекращается.



Сегодня очевиден высокий дефицит квалифицированных,

высокоинтеллектуальных и мотивированных кадров. Прогнозы неутешительны,

если не проводить решительных действий, не развивать законодательство,

не финансировать отрасль, не поддерживать отечественных производителей,

а также зарубежных инвесторов, готовых строить фабрики на территории

России, не развивать фармкластеры, не вкладывать деньги в разработки

собственных лекарств, то есть повторять все ошибки, которые были

допущены за последние 20 лет, то и в ближайшие десятилетия российский

фармацевтический рынок так и останется типичным колониальным.


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Косфарма Косфарма
Пептид-Био Пептид-Био
Пальма Пальма
Канонфарма Канонфарма
Дальхимфарм Дальхимфарм
Ретиноиды Ретиноиды
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
ЯФФ ЯФФ
Авилон ФК Авилон ФК
Органика Органика
Северная Звезда Северная Звезда
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Карипаин Карипаин