Спонсоры подпортили репутацию министру

Татьяна Скоробогатько

Июньский День медработника ознаменовался фейерверком славословия в адрес Министерства здравоохранения и лично министра Юрия Шевченко.

В четырех популярных российских газетах "А", "Б", "В" и "Г" (названия не упоминаем из чувства профессионального сострадания) одновременно появились огромные статьи и интервью, посвященные грандиозным успехам "новой команды Минздрава".

Именно устойчивое словосочетание "новая команда", присутствующее во всех публикациях, заставило заподозрить: уж не единая ли команда трудилась над хвалебными заметками? Результаты сравнительного анализа текстов превзошли все ожидания.

Вот как, например, в один и тот же день, осветили газеты "А", "Б" и "В" достижения Минздрава в области лекарственного обеспечения.

"А": "Сейчас Минздравом отрабатываются механизмы, позволяющие воздействовать на территории и ужесточающие процесс регулирования цен на лекарства... Ведется работа по созданию оперативного резерва лекарственных средств... Эта идея вынашивалась около двух лет, и сейчас проект соответствующего постановления находится в правительстве... Ни один субъект Федерации уже не сможет закупать лекарства выше той цены, что заложена в резерве. Кроме того, Минздрав установит и цены доставки в разные регионы. Иначе говоря, будут определены просчитанные и обоснованные "окружные цены".

"Б": "Сейчас Минздравом готовятся механизмы, ужесточающие процесс регулирования цен и позволяющие воздействовать на территории. Будет создан оперативный резерв лекарственных средств... Ни одна территория не сможет закупать лекарства по цене выше той, что находится в резерве".

"В": "Эта идея вынашивалась около двух лет, и сейчас проект постановления находится в правительстве. В соответствии с ним на федеральном уровне будет организован специальный резерв лекарственных средств... Из этого резерва любой субъект Федерации сможет получить нужные ему медикаменты... Ну и самое главное: ни один субъект Федерации не сможет закупать лекарства по цене выше той, что находится в резерве... Кроме того, Минздрав установит и цены доставки в разные регионы. То есть будут определены "окружные цены" (разные для разных округов), просчитанные и обоснованные". Теперь - о борьбе с туберкулезом.

"А": "Прежняя программа борьбы с туберкулезом, в которой ключевую роль играли специализированные противотуберкулезные учреждения, проблему уже не решала. Поэтому на прошлогоднем заседании бюро Ученого совета Минздрава министр Юрий Шевченко предложил принять принципиально новую противотуберкулезную программу, которая предусматривает привлечение к борьбе с этой болезнью всей лечебной сети страны вне зависимости от специализации".

"Б": "По предложению Шевченко была принята принципиально новая противотуберкулезная программа, которая предусматривает привлечение к борьбе с этой болезнью всей, вне зависимости от специализации, лечебной сети страны".

"Г": "...Прежняя программа борьбы с туберкулезом, в которой ключевую роль играли специализированные туберкулезные лечебные учреждения, проблему не решала. Поэтому на прошлогоднем заседании бюро Ученого совета Минздрава по предложению министра Юрия Шевченко была принята принципиально новая противотуберкулезная программа, которая предусматривает привлечение к борьбе с этой болезнью всей, вне зависимости от специализации, лечебной сети страны".

Из двух газет одновременно мы узнаем, что "работа по стабилизации положения в отрасли началась с определения приоритетных направлений развития здравоохранения" (вариант: "приоритетных задач"). А также, что "еще один пример нового подхода к организации управления здравоохранением - активизация федеральной программы "Материнство и детство". Сразу в трех изданиях сообщается, что "еще один недуг, который до недавнего времени приводил к ежегодной инвалидности полутора тысяч юных россиян (варианты: детей, российских детей), - гипофизарная карликовость".

Перекличку цитат можно продолжить. Всего же удалось насчитать более десятка почти буквальных крупных текстовых совпадений (с незначительным использованием синонимов).

Что случилось с ведущими российскими изданиями, которые всегда очень профессионально писали о проблемах здравоохранения? Может, разом поувольняли квалифицированных обозревателей и поручили вести тему халтурщикам, переписывающим куски из минздравовских отчетов? К счастью для читателей, нет: знакомые журналистские фамилии по-прежнему появляются под по-прежнему профессиональными медицинскими материалами. А упомянутые хвалебные заметки просто-напросто были опубликованы... под рекламными рубриками.

Остается понять, за чей счет лепился светлый минздравовский образ. Как известно, российский медицинский бюджет катастрофически скуден. Неужели в нем теперь появилась новая статья расходов - "на рекламу"? Расходы, между прочим, не маленькие. По самым скромным оценкам, только четыре проанализированные нами публикации могут стоить около 25 тыс. долларов. А были и другие. Возможно, министерские начальники оплачивали рекламу любимого ведомства из своих чиновничьих жалований?

"МН" обратились к помощнику министра здравоохранения по связям с общественностью Александру Жарову с просьбой предоставить информацию об источниках финансирования столь мощной пиаровской акции. Ответ пришел сверхоперативно.

"...Статья 38 Закона РФ "О средствах массовой информации" предусматривает право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии со статьей 39 указанного Закона Министерство здравоохранения РФ предоставляло информацию о деятельности министерства по запросам различных печатных средств массовой информации. Сведениями о том, в каких из обращавшихся СМИ и в какой форме была распространена данная информация, мы не располагаем. К тому же, в соответствии с пунктом 9 статьи 47 Закона РФ "О средствах массовой информации", журналисты при публикации сообщений и материалов вправе излагать свои личные суждения и оценки" (выделено нами. - "МН").

Выходит, помощник министра по связям с общественностью знать не знает, ведать не ведает, как освещается деятельность Минздрава? Как же он отчитывается перед министром за результаты своего труда - цитатами из Закона о СМИ? Какие показатели учитываются при начислении ему зарплаты?

Из смелого ответа г-на Жарова ясно: официальной информации о финансировании минздравовской PR-кампании получить не удастся. Имена спонсоров держатся в глубокой тайне. Остается задаться традиционным вопросом: "Кому выгодно?"

Так кому же выгодно "прикармливать" Минздрав? Безусловно, производителям и продавцам лекарств и медицинской техники. От Минздрава зависит многое. Например, кому будет предоставлено право на получение госзаказа. Кто получит контракт, скажем, на лекарственное обеспечение выполнения программы борьбы с туберкулезом (между прочим, миллионы долларов). Кто станет победителем тендера на очередную поставку инсулина в счет индийского долга (еще миллионы). Порекомендует ли Минздрав подведомственным учреждениям закупать то или иное оборудование. Войдут ли продаваемые тобой лекарства в список жизненно важных и необходимых, освобождаемых от налога на добавленную стоимость. И т.д., и т.п. На фоне выигрыша, который дает дружба с властью, двадцать - тридцать тысяч "рекламных" долларов - копейки! А власти, конечно, приятно получить дружескую услугу бесплатно. Только расплачивается она за это своим авторитетом. Потому что, если это - невинная услуга, то что же тогда коррупция?


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Канонфарма Канонфарма
ЯФФ ЯФФ
Ретиноиды Ретиноиды
Органика Органика
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Дальхимфарм Дальхимфарм
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Карипаин Карипаин
Авилон ФК Авилон ФК
Косфарма Косфарма
Пептид-Био Пептид-Био
Северная Звезда Северная Звезда
Пальма Пальма