За прошедший год в России закрылось больше аптек, чем когда-либо в прошлые годы. Если в больших городах на месте закрытых тут же появляются новые, с более дешевым ассортиментом, то в небольших населенных пунктах точки продажи медикаментов исчезают бесследно. В следующем году аптеки среднего уровня будут закрываться еще активнее — останутся только дешевые киоски и сегмент люкс-обслуживания.
По данным Росздравнадзора, в 28 регионах России сегодня уже ощущается
явная нехватка аптечных организаций. По словам заместителя руководителя
федеральной службы Людмилы Тельновой, в 2011 году лицензий на аптечную
торговлю получило в 40 раз меньше предприятий, чем в 2010-м.
«Необходимо отметить, что у нас в стране отсутствует механизм отзыва
лицензий на фармацевтическую деятельность, поэтому официальные данные не
отражают реальное количество действующих аптек. Лицензии на розничную
фармацевтическую деятельность выдаются на пять лет, и в случае
приостановления деятельности объект продолжает отражаться в статистике»,
— уточнила в беседе с корреспондентом «МН» исполнительный директор
Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. По ее
словам, причиной повального закрытия аптек стало увеличение страховых
отчислений бизнеса и введение государственного регулирования цен на
основные лекарства — после этого существенно изменилась доходность
торговли медикаментами.
Официальные данные Росстата по первому полугодию 2011-го
демонстрируют многократное падение рентабельности аптек до отрицательных
значений, в среднем по стране — с 0,1 до -2,4%. Причем, как
подтверждают в РААС, в Центральном федеральном округе рентабельность
аптечной торговли снизилась с 0,7 до -1,5%. Отрицательную рентабельность
в среднем показывают аптеки Брянской (-5,5%), Владимирской (-4,2%),
Ивановской области (-2,8%).
«К нам в организацию в последнее время несколько раз звонили люди из
разных городов, где закрылись почти все аптеки, спрашивали, с чем это
связано», — рассказала «МН» исполнительный директор некоммерческого
партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. По ее словам,
значительная часть аптек в этом году вынужденно поменяла владельцев и
маркетинговую ориентацию.
По данным маркетингового агентства DSM Group, в 2011 году закрывали
аптеки и крупнейшие российские сети, которые долгие годы поддерживали
существование нерентабельных точек, чтобы только «застолбить» место.
Такие аптеки находятся либо в местах, где платежеспособный спрос очень
ограничен, — в небольших удаленных городах, либо в местах повышенной
конкуренции, например в мегаполисах около станций метро, где на одном
пятачке сосредоточено несколько точек продажи лекарств. «Известно, что
оборот сети от количества точек не зависит, поэтому в нынешних условиях
сети отказываются от невыгодных точек», — сказал «МН» генеральный
директор DSM Group Сергей Шуляк.
По мнению эксперта, позиционирование точек продажи медикаментов и
сопутствующих товаров как «аптек для среднего класса» за этот год
доказало свою полную несостоятельность. В первую очередь речь идет о
двух крупнейших российских сетях — «36,6» и «Ригла», которые
предпринимали активные маркетинговые шаги, чтобы покинуть этот сегмент и
привлечь покупателя попроще. Шуляк утверждает, что эти сети не случайно
отказались от упоминаний в своей рекламе «качества» и «традиций», так
как не хотят казаться дорогими.
В том, что проекты, рассчитанные на средний класс, не оправдались,
Шуляк видит не только экономическую подноготную, но и поведенческую: те,
кого ждали маркетологи, на деле ради незначительной экономии готовы
выстаивать очереди в дискаунтерах. Или, напротив, отдают последнее в
погоне за химерой социального статуса, посещая исключительно так
называемые luxury-аптеки. Последний тип покупателя водится только в
Москве и в пренебрежимо малых количествах.
«Крупные сети весь год занимались перегруппировкой, продавая одни
торговые точки и покупая взамен другие, что связано с изменением
концепции», — поддерживает коллегу заместитель генерального директора
центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Беспалов. Он
рассказал «МН», что даже внутри самих сетей идет деление торговых точек
на аптеки эконом-сегмента и люксового. Предполагается, что они будут
отличаться не только оформлением торговых помещений, но сервисом и
ассортиментом парафармацевтических товаров.
Вполне вероятно, что некоторым региональным сетям придется
разделиться на части не только внешне, но и юридически. Напомним, что в
ноябре этого года были внесены изменения в тарифное законодательство,
благодаря которым скидку по платежам во внебюджетные фонды получат
частные предприниматели и небольшие компании (их ставка 20%), а основные
игроки аптечного рынка — государственные унитарные предприятия,
муниципальные унитарные предприятия и публичные компании (ООО) — будут
платить 30%. «Этот закон может вызвать дробление крупных
фармацевтических организаций на более мелкие с целью обеспечения себе
пониженной ставки страховых взносов», — считает Нелли Игнатьева.
Автор: Галина Паперная