За прошедший год в России закрылось больше аптек, чем когда-либо в прошлые годы. Если в больших городах на месте закрытых тут же появляются новые, с более дешевым ассортиментом, то в небольших населенных пунктах точки продажи медикаментов исчезают бесследно. В следующем году аптеки среднего уровня будут закрываться еще активнее — останутся только дешевые киоски и сегмент люкс-обслуживания.

По данным Росздравнадзора, в 28 регионах России сегодня уже ощущается

явная нехватка аптечных организаций. По словам заместителя руководителя

федеральной службы Людмилы Тельновой, в 2011 году лицензий на аптечную

торговлю получило в 40 раз меньше предприятий, чем в 2010-м.

«Необходимо отметить, что у нас в стране отсутствует механизм отзыва

лицензий на фармацевтическую деятельность, поэтому официальные данные не

отражают реальное количество действующих аптек. Лицензии на розничную

фармацевтическую деятельность выдаются на пять лет, и в случае

приостановления деятельности объект продолжает отражаться в статистике»,

— уточнила в беседе с корреспондентом «МН» исполнительный директор

Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. По ее

словам, причиной повального закрытия аптек стало увеличение страховых

отчислений бизнеса и введение государственного регулирования цен на

основные лекарства — после этого существенно изменилась доходность

торговли медикаментами.

Официальные данные Росстата по первому полугодию 2011-го

демонстрируют многократное падение рентабельности аптек до отрицательных

значений, в среднем по стране — с 0,1 до -2,4%. Причем, как

подтверждают в РААС, в Центральном федеральном округе рентабельность

аптечной торговли снизилась с 0,7 до -1,5%. Отрицательную рентабельность

в среднем показывают аптеки Брянской (-5,5%), Владимирской (-4,2%),

Ивановской области (-2,8%).

«К нам в организацию в последнее время несколько раз звонили люди из

разных городов, где закрылись почти все аптеки, спрашивали, с чем это

связано», — рассказала «МН» исполнительный директор некоммерческого

партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. По ее словам,

значительная часть аптек в этом году вынужденно поменяла владельцев и

маркетинговую ориентацию.

По данным маркетингового агентства DSM Group, в 2011 году закрывали

аптеки и крупнейшие российские сети, которые долгие годы поддерживали

существование нерентабельных точек, чтобы только «застолбить» место.

Такие аптеки находятся либо в местах, где платежеспособный спрос очень

ограничен, — в  небольших удаленных городах, либо в местах повышенной

конкуренции, например в мегаполисах около станций метро, где на одном

пятачке сосредоточено несколько точек продажи лекарств. «Известно, что

оборот сети от количества точек не зависит, поэтому в нынешних условиях

сети отказываются от невыгодных точек», — сказал «МН» генеральный

директор DSM Group Сергей Шуляк.

По мнению эксперта, позиционирование точек продажи медикаментов и

сопутствующих товаров как «аптек для среднего класса» за этот год

доказало свою полную несостоятельность. В первую очередь речь идет о

двух крупнейших российских сетях — «36,6» и «Ригла», которые

предпринимали активные маркетинговые шаги, чтобы покинуть этот сегмент и

привлечь покупателя попроще. Шуляк утверждает, что эти сети не случайно

отказались от упоминаний в своей рекламе «качества» и «традиций», так

как не хотят казаться дорогими.

В том, что проекты, рассчитанные на средний класс, не оправдались,

Шуляк видит не только экономическую подноготную, но и поведенческую: те,

кого ждали маркетологи, на деле ради незначительной экономии готовы

выстаивать очереди в дискаунтерах. Или, напротив, отдают последнее в

погоне за химерой социального статуса, посещая исключительно так

называемые luxury-аптеки. Последний тип покупателя водится только в

Москве и в пренебрежимо малых количествах.

«Крупные сети весь год занимались перегруппировкой, продавая одни

торговые точки и покупая взамен другие, что связано с изменением

концепции», — поддерживает коллегу заместитель генерального директора

центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Беспалов. Он

рассказал «МН», что даже внутри самих сетей идет деление торговых точек

на аптеки эконом-сегмента и люксового. Предполагается, что они будут

отличаться не только оформлением торговых помещений, но сервисом и

ассортиментом парафармацевтических товаров.

Вполне вероятно, что некоторым региональным сетям придется

разделиться на части не только внешне, но и юридически. Напомним, что в

ноябре этого года были внесены изменения в тарифное законодательство,

благодаря которым скидку по платежам во внебюджетные фонды получат

частные предприниматели и небольшие компании (их ставка 20%), а основные

игроки аптечного рынка — государственные унитарные предприятия,

муниципальные унитарные предприятия и публичные компании (ООО) — будут

платить 30%. «Этот закон может вызвать дробление крупных

фармацевтических организаций на более мелкие с целью обеспечения себе

пониженной ставки страховых взносов», — считает Нелли Игнатьева.

Автор:  Галина Паперная

 


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Ретиноиды Ретиноиды
Косфарма Косфарма
Пальма Пальма
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Органика Органика
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Канонфарма Канонфарма
Карипаин Карипаин
Дальхимфарм Дальхимфарм
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Северная Звезда Северная Звезда
Авилон ФК Авилон ФК
Пептид-Био Пептид-Био
ЯФФ ЯФФ