За прошедший год в России закрылось больше аптек, чем когда-либо в прошлые годы. Если в больших городах на месте закрытых тут же появляются новые, с более дешевым ассортиментом, то в небольших населенных пунктах точки продажи медикаментов исчезают бесследно. В следующем году аптеки среднего уровня будут закрываться еще активнее — останутся только дешевые киоски и сегмент люкс-обслуживания.

По данным Росздравнадзора, в 28 регионах России сегодня уже ощущается

явная нехватка аптечных организаций. По словам заместителя руководителя

федеральной службы Людмилы Тельновой, в 2011 году лицензий на аптечную

торговлю получило в 40 раз меньше предприятий, чем в 2010-м.

«Необходимо отметить, что у нас в стране отсутствует механизм отзыва

лицензий на фармацевтическую деятельность, поэтому официальные данные не

отражают реальное количество действующих аптек. Лицензии на розничную

фармацевтическую деятельность выдаются на пять лет, и в случае

приостановления деятельности объект продолжает отражаться в статистике»,

— уточнила в беседе с корреспондентом «МН» исполнительный директор

Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. По ее

словам, причиной повального закрытия аптек стало увеличение страховых

отчислений бизнеса и введение государственного регулирования цен на

основные лекарства — после этого существенно изменилась доходность

торговли медикаментами.

Официальные данные Росстата по первому полугодию 2011-го

демонстрируют многократное падение рентабельности аптек до отрицательных

значений, в среднем по стране — с 0,1 до -2,4%. Причем, как

подтверждают в РААС, в Центральном федеральном округе рентабельность

аптечной торговли снизилась с 0,7 до -1,5%. Отрицательную рентабельность

в среднем показывают аптеки Брянской (-5,5%), Владимирской (-4,2%),

Ивановской области (-2,8%).

«К нам в организацию в последнее время несколько раз звонили люди из

разных городов, где закрылись почти все аптеки, спрашивали, с чем это

связано», — рассказала «МН» исполнительный директор некоммерческого

партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. По ее словам,

значительная часть аптек в этом году вынужденно поменяла владельцев и

маркетинговую ориентацию.

По данным маркетингового агентства DSM Group, в 2011 году закрывали

аптеки и крупнейшие российские сети, которые долгие годы поддерживали

существование нерентабельных точек, чтобы только «застолбить» место.

Такие аптеки находятся либо в местах, где платежеспособный спрос очень

ограничен, — в  небольших удаленных городах, либо в местах повышенной

конкуренции, например в мегаполисах около станций метро, где на одном

пятачке сосредоточено несколько точек продажи лекарств. «Известно, что

оборот сети от количества точек не зависит, поэтому в нынешних условиях

сети отказываются от невыгодных точек», — сказал «МН» генеральный

директор DSM Group Сергей Шуляк.

По мнению эксперта, позиционирование точек продажи медикаментов и

сопутствующих товаров как «аптек для среднего класса» за этот год

доказало свою полную несостоятельность. В первую очередь речь идет о

двух крупнейших российских сетях — «36,6» и «Ригла», которые

предпринимали активные маркетинговые шаги, чтобы покинуть этот сегмент и

привлечь покупателя попроще. Шуляк утверждает, что эти сети не случайно

отказались от упоминаний в своей рекламе «качества» и «традиций», так

как не хотят казаться дорогими.

В том, что проекты, рассчитанные на средний класс, не оправдались,

Шуляк видит не только экономическую подноготную, но и поведенческую: те,

кого ждали маркетологи, на деле ради незначительной экономии готовы

выстаивать очереди в дискаунтерах. Или, напротив, отдают последнее в

погоне за химерой социального статуса, посещая исключительно так

называемые luxury-аптеки. Последний тип покупателя водится только в

Москве и в пренебрежимо малых количествах.

«Крупные сети весь год занимались перегруппировкой, продавая одни

торговые точки и покупая взамен другие, что связано с изменением

концепции», — поддерживает коллегу заместитель генерального директора

центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Беспалов. Он

рассказал «МН», что даже внутри самих сетей идет деление торговых точек

на аптеки эконом-сегмента и люксового. Предполагается, что они будут

отличаться не только оформлением торговых помещений, но сервисом и

ассортиментом парафармацевтических товаров.

Вполне вероятно, что некоторым региональным сетям придется

разделиться на части не только внешне, но и юридически. Напомним, что в

ноябре этого года были внесены изменения в тарифное законодательство,

благодаря которым скидку по платежам во внебюджетные фонды получат

частные предприниматели и небольшие компании (их ставка 20%), а основные

игроки аптечного рынка — государственные унитарные предприятия,

муниципальные унитарные предприятия и публичные компании (ООО) — будут

платить 30%. «Этот закон может вызвать дробление крупных

фармацевтических организаций на более мелкие с целью обеспечения себе

пониженной ставки страховых взносов», — считает Нелли Игнатьева.

Автор:  Галина Паперная

 


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
ЯФФ ЯФФ
Пептид-Био Пептид-Био
Дальхимфарм Дальхимфарм
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Авилон ФК Авилон ФК
Органика Органика
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Косфарма Косфарма
Ретиноиды Ретиноиды
Канонфарма Канонфарма
Карипаин Карипаин
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Северная Звезда Северная Звезда
Пальма Пальма