На гриппе и ОРВИ уже зарабатывают миллионы аптеки и фармацевтические компании. Как правило, пациентам предлагают более дорогие препараты.
Рынок вакцинации в России ежегодно растет на 20% в год, по сравнению с фармацевтическим это выше на 8%. Сезонные эпидемии и простуды приносят игрокам миллиарды долларов. Даже после спада эпидемии птичьего и свиного гриппа рынок не снижался. Люди продолжали делать прививки. По данным медиков, в среднем каждый россиянин тратит на препараты, которые снижают симптомы простуды, 1,5 тыс. руб. Речь идет о сезонной вспышке — с октября по март.
На рынке лекарственных препаратов свои правила игры. И
естественно, коррупция и система откатов. Центры закупки вакцины и
фармкомпании выстраивают маркетинговые стратегии в привязке к целевой
аудитории. Если говорить о госзаказе, этот рынок более прозрачен.
Вакцину нельзя продать дороже, чем разрешено по реестру, считает
гендиректор торгового дома "Аллерген" Алла Денисова.
"28 млн доз
покупают у двух российских производителей гриппозных вакцин напрямую —
"Петровакс" и "Микроген". Это госзаказ — 95%, наверное. Частного рынка
осталось 5%, и то это покупают страховые компании, "Газпром", нефтянка,
банки и частные вакцинальные центры. Вакцину они покупают стандартно —
115 руб. по тендеру. Предпочитают все-таки импортные по традиции. Там
разброс около 30 руб. Частные вакцинальные центры, естественно, тоже
покупают импорт, потому что потребитель должен иметь альтернативу", —
уверена Денисова.
На частную вакцинации по разным данным
приходится от 5% до 40% рынка. В зависимости от стоимости препарата по
таможенной декларации, по закону можно сделать наценку не выше 15%.
Поэтому клиникам и компаниям выгодно закупать более дорогую вакцину. То
же самое и с лекарствами. Нередко клиники получают свой процент за
выписанный рецепт. Такая же схема работает и среди врачей "скорой
помощи". Хотя по закону доктору запрещено быть замотивированным на то,
ч! ем он ле чит пациента. И в этом случае стоит жаловаться в
контролирующие органы, сообщил директор некоммерческого партнерства
"Центр социальной экономики" Давид Мелик-Гусейнов.
"Существует
ситуация, когда доктор получает процент от количества направленных
пациентов на вакцинацию. В большей степени это касается частной,
коммерческой медицины. В московских аптеках вы на полках увидите вакцины
отечественного производства стоимостью от нескольких десятков рублей до
примерно 3 тыс. руб. за некоторые вакцины импортного производства.
Аптеки работают в системе наценок. Допустим, есть два препарата,
стоимостью 10 руб. и 100 руб. На них делается наценка 10%. Получается в
абсолютном выражении аптеке выгоднее работать с препаратом стоимостью
100 руб.", — рассказывает Мелик-Гусейнов.
В отличие от России, во
многих странах мира аптеки работают не в системе наценок, а тарифов. И в
данном случае неважно, какой препарат вы купили — дорогой или дешевый —
аптека получает фиксированный процент за отдельно обслуженную упаковку.
Автор: Аэлита Курмукова
Источник: Коммерсантъ-FM