19 июня в рамках круглого стола "Структура и динамика показателей фармацевтического рынка России в 2002-2003 гг.
", организованного Российской Ассоциацией Фармацевтического Маркетинга, с докладом "Тенденции развития фармацевтического рынка: теория и практика" выступила Сирма Готовац - генеральный директор компании RMBC.
Согласно приведенным ею данным, объем российского фармацевтического рынка в последние несколько лет увеличивается не более чем на 10% в год. Введенный в январе прошлого года НДС привел к росту цен на лекарства, но не оказал существенного влияния на объем и структуру фармрынка. В 1 кв. 2003 года объем фармацевтического рынка вырос на 10% по сравнению с 1 кв. 2002 и составил $801 млн. в оптовых ценах, из них $641 млн. составляет аптечный сектор, а $160 млн. – госпитальный сектор.
Российский рынок биологически активных добавок (БАД) значительно меньше рынка лекарственных средств, но их продажи существенно растут. На данный момент БАДы являются конкурентами для некоторых групп лекарственных средств.Производственный сектор:Сегмент иностранных производителей стал менее сконцентрированным. Если в 2001 году доля пятерки лидеров в общем объеме импорта составляла 25%, то в 2002-м она составила 19%.В рейтинге иностранных производителей произошли незначительные изменения: "ГлаксоСмиткляйн" , находившийся на 2-м месте в 2001 году теперь занимает 4-е место, а бывший седьмым "Новартис" – 2-е. "Авентис" по-прежнему лидирует.В рейтинге отечественных производителей лидером является компания "Отечественные лекарства" сместившая на второе место "Ай-Си-Эн Фармасьютикалс". "Мосхимфармпрепараты" с 7-го места переместились на 5-е.Дистрибьюторский сектор:Дистрибьюторский сегмент становится более сконцентрированным. Доля первых 15 компаний в общем объеме рынка составляет 52%.В 2002 году в десятку ведущих импортеров вошли новые компании: "Аптека-Холдинг" , "Катрен" , "Интеркэр".Аптечный сектор:Аптечные сети имеют все более широкое присутствие на рынке. Их доля в некоторых регионах достигает 40% в денежном выражении.Ведущие марки на аптечном рынке – это активно продвигаемые ОТС препараты (лекарственные средства безрецептурного отпуска), либо препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.Рейтинг торговых марок, лидирующих по объему аптечных продаж по итогам 1 кв. 2003 г. значительных изменений не претерпел. На первом месте по-прежнему "Но-шпа". Второе место теперь занимает "Энап", сместивший "Эссенциале Н". Замыкающий в 1 кв. 2002 г. десятку лидеров "Капотен" ее покинул, теперь его место занимает "Фервекс".В десятке лидирующих компаний в этом секторе – "Авентис", Gedeon Richter, KRKA, "Берлин Хеми" , Sanofi-Synthelabo и др.Госпитальный сектор:В 2002 году объем госпитального сектора составил $599 млн. в ценах закупки.В десятке ведущих производителей – Aventis Pharma, F.Hoffman La Roche, Gedeon Richter, Sanofi-Synthelabo, GSK, Schering AG, Eli Lilly, Astra Zeneca, Novo Nordisk, Novartis.В рейтинге ведущих торговых марок по объему больничных закупок в 1-м кв. 2003 года произошли некоторые изменения. Так, находящийся в прошлом году на втором месте "Цефазолин" , в этом году сместил "Хлорид натрия" и теперь лидирует, а вот находившийся на 3-м месте "Гемзар" вовсе исчез из десятки лидеров, уступив новичкам – "Цефобиду", "Нейпогену" и "Тиенаму".В заключении, С.Готовац сообщила, что, как и прежде, российские покупатели отдают предпочтение известным маркам лекарственных препаратов, несмотря на то, что они намного дороже отечественных аналогов. В будущем эта тенденция сохранится.По ее словам, российский фармрынок достаточно динамично растет и в ближайшие годы (до 2005) уровень его роста будет составлять порядка 10%, что соответствует мировой практике, когда в период оживления экономики, фармрынок растет несколько быстрее, чем реальные доходы на душу населения. Наиболее динамично меняющийся сектор - дистрибьюторы и в будущем в дистрибьюторском секторе возможны изменения вследствие происходящего роста концентрации на фармрынке.