7 марта Минздрав проводит ежегодный тендер на поставку инсулина по госзаказу. Результат известен заранее.

Лакомый кусок рынка стоимостью в $120 млн. вновь поделят традиционные поставщики - Novo Nordisk и Eli Lilly. Российский производитель, не первый год пытающийся пробиться к кормушке, снова за бортом. У компании "Брынцалов А" все меньше надежды окупить огромные инвестиции в создание производства инсулина.
По данным Минздрава, заявки на участие в конкурсе помимо ЗАО "Брынцалов А" подали ООО "Биотэк", ГУП "Центральный аптечный склад N 6" и ООО "Интермедфарм". "Эти компании являются российскими поставщиками препаратов Novo Nordisk и Eli Lilly, - объясняет Николай Демидов, аналитик ЦМИ "Фармэксперт". - Эти западные компании не торгуют с нами напрямую".

По данным "Фармэксперта", в 2000 г. датская Novo Nordisk и американская Eli Lilly занимали 58% и 29% инсулинового рынка соответственно. Конкурентов среди российских компаний у них нет. РАО "Биопрепарат", занимающееся разработкой генноинженерных препаратов, не успело завершить клинические испытания. А компания "Брынцалов А" снова не нашла общий язык с Минздравом.

"Мы подали документы на участие в тендере в канцелярию Минздрава, но их даже не приняли к рассмотрению, - возмущается Виктор Коломин, директор "Брынцалов А". - Сейчас мы не выпускаем только два вида инсулинов - смешанный и быстрого действия. Потребность в них составляет всего 1,5%. Но конкурсные препараты разбиты на два лота, и в каждый входит одна из этих позиций. Минздрав специально выставил такие условия, чтобы не допустить нас на конкурс. Хотя по закону нельзя закупать импортные лекарства на сумму более 250 000 руб. , если их качественные аналоги производятся в России".

Подтасовку при составлении лотов Минздрав, естественно, отрицает. "Определяющим фактором явились интересы больных сахарным диабетом, а не коммерческие интересы отдельных производителей", - утверждает Наталья Подгорбунских, начальник управления организации фармацевтической деятельности Минздрава.

"Брынцалов А" не был допущен к тендеру и в прошлом году. Компания лишилась рынка сбыта: поскольку диабетические препараты почти не обращаются на свободном рынке, ей оставалось только договариваться с регионами, которым не хватило импортного инсулина. В итоге на долю "Брынцалова" приходится не более 3 - 5% рынка. Затраты на строительство завода - около $70 млн. за пять лет - не окупаются. "Если бы нам не мешали Минздрав и западное лобби, мы могли бы покрыть всю потребность страны по девяти наименованиям инсулинов", - говорит Виктор Коломин, директор "Брынцалов А".

Цены на импортный инсулин постоянно растут. В 1993 г. , когда Россия производила последние централизованные закупки, он стоил $2 - 4. Сейчас отпускная цена на те же препараты составляет $7,5 - 8. Коломин утверждает, что его компания даже при 30% -ной загрузке мощностей могла бы вернуть цены на прежний уровень. Но после драки кулаками не машут. "По имеющейся информации, ЗАО "Брынцалов А" не является производителем продукции, являющейся предметом конкурса", - говорит Наталья Подгорбунских.

Самый скандальный препарат

Выпуском инсулинов животного происхождения в СССР занимались несколько предприятий, но ни у одного из них препарат не получался достаточно чистым. Поэтому в 1990 г. Минздрав приостановил производство готовых форм. Российское сырье отправилось на Запад. Там его взялись перерабатывать три гиганта рынка - Novo Nordisk (Дания), Eli Lilly (США) и Hoechst (Германия). Эти компании в свое время предлагали Минздраву организовать производство в России. Заводы должны были обойтись в $180 млн. (предложение Hoechst), $240 млн. (Novo Nordisk) или $280 млн. (Eli Lilly). Ни один проект не был осуществлен.

Многочисленные попытки воскресить отечественный инсулин проваливались одна за другой. Курганский и Пензенский заводы потеряли поставщиков сырья. Делом майкопского "Российского инсулина" до сих пор занимается МВД - $10 млн. и 40 млрд. руб., выделенные на реконструкцию предприятия, бесследно исчезли. РАО "Биопрепарат" до сих пор не может найти инвестора для строительства завода.

Апофеозом инсулиновых страстей стал скандал между Novo Nordisk и ЗАО "Брынцалов А". Владимир Брынцалов публично заявил, что украл технологию у датчан и собирается делать свой генноинженерный инсулин. Novo Nordisk предупреждала, что поставленное Брынцалову сырье уже кончилось и теперь непонятно, что же вообще такое "Бр-инсулин". Специалисты долго спорили об этом, но в итоге "Брынцалов А" все-таки получил лицензию на производство. Теперь, когда компания сменила поставщика на французскую Diosin, все начинается сначала.

Ведомости 7 марта 2001 года


«Северная звезда» открыла новый корпус фармацевтического завода в Низино

Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.

 
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Канонфарма Канонфарма
Косфарма Косфарма
Органика Органика
Северная Звезда Северная Звезда
Ретиноиды Ретиноиды
Пептид-Био Пептид-Био
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Дальхимфарм Дальхимфарм
Пальма Пальма
Карипаин Карипаин
Авилон ФК Авилон ФК
ЯФФ ЯФФ
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза