Оригинальный способ снижения цен на
лекарства найден на Западе. Разрешение на продажу безрецептурных
лекарств в обычных магазинах, как показывает опыт развитых стран,
выгодно практически всем участникам рынка, пишет Фарма 2020. У
фармацевтических компаний появляется новый канал сбыта. У магазинов —
новый ходовой товар. У покупателей — возможности приобрести лекарства
дешевле.
Аптекари сопротивляются, но не слишком успешно: в мире
неуклонно растет число стран, где лекарственные средства разрешается
продавать даже на АЗС. В РФ пока такой вариант только обсуждается.
Проблема в том, что в развитых странах основной акцент в торговле
лекарствами фармацевты делают на производстве новых препаратов. Их в
супермаркетах, понятно, продавать не будут: это слишком специфический
товар.
В РФ, как уже говорилось ранее, оборот
достигается за
счет давно обкатанных на рынке препаратов. Если уж в аптеках можно
нарваться на фальсифицированные лекарства, то в обычных магазинах их
будет еще больше. Тут многое будет зависеть от стратегии поставщиков
лекарств — насколько они сумеют повысить эффективность каналов
дистрибуции.
Как сообщает Фарма 2020, нельзя также сбрасывать со
счетов, что на мировые рынки в последние годы все более существенное
влияние оказывает такой фактор, как контролируемое самолечение
безрецептурными средствами. Это те лекарства, стоимость которых
населению возмещается по медицинскому страхованию. Выгода для
государства в таком случае очевидна.
Во-первых, страховка
выделяется на те препараты, которые существенно влияют на величину
смертности населения. Во-вторых, люди, если у них появляется
возможность экономить на лекарствах за счет страховки, предпочитают не
ложиться в стационар, не посещать поликлиники, а самостоятельно
лечиться с помощью безрецептурных препаратов, периодически
консультируясь с врачом.
В свою очередь, это способствует
увеличению объема рынков лекарств. А если растет оборот, то !
массовые
препараты начинают продавать и в магазинах. Впрочем, есть и другие
методы разрушения монополий аптечных сетей: во Франции, Германии,
Испании, Австралии, Новой Зеландии аптечных сетей как таковых не
существует. Аптеки в этих странах, как правило, представляют собой
малый семейный бизнес.
А сети представлены специализированными
оптовыми базами, которые, между прочим, гораздо проще контролировать,
чем российские аптечные сети, у каждой из которой свои склады и системы
оптовых закупок. При такой модели семейные аптеки все больше
превращаются в магазины, где торгуют не только лекарствами, но и
различными сопутствующими товарами — для дома и дачи, бытовой химией,
бижутерией и продуктами для поддержания здорового образа жизни.
В
некоторых аптеках оказывают медицинские, косметические и
парикмахерские услуги. Это магазины так называемого формата дрогери (от
нем. drogerie и англ. drugstore — аптекарский магазин). Венцом эволюции
в таком случае может оказаться аптечный супермаркет (фармаркет).