На состоявшемся круглом столе в Минпромэнерго России с представителями крупнейших отечественных фармацевтических предприятий впервые была представлена Концепция стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года В начале этого года по поручению Правительства Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики начало разрабатывать Стратегию развития отечественной фармацевтической отрасли на период до 2020 года.

В представленной Концепции было отмечено, что основной проблемой является малая доля лекарств на отечественном рынке, произведенных в РФ, причем наблюдается преобладание бренд-дженериков импортного производства, вынуждающих потребителя переплачивать только за торговые марки данных препаратов несколько миллиардов долларов в год. По оценке специалистов, такая ситуация сложилась вследствие того, что в России основным покупателем является сам пациент, который принимает решение о покупке того или иного препарата непрофессионально, в основном под действием рекламы. Как следствие, фармпроизводителям выгоднее и проще вкладывать средства в рекламу торговых наименований, а не в реальные инновации. Исходя из этого, основной целью Стратегии является перевод фарминдустрии на инновационную модель развития, принятую в развитых странах, при которой на рынке представлены либо инновационные препараты, либо качественные дженерики, что делает лекарственные средства более доступными для населения. Важным аспектом Стратегии является присутствие в России всех этапов разработки и производства препаратов, соответствующих международным стандартам качества. Выравнивание долей отечественного и импортного производителей и изменение структуры рынка за счет увеличения доли инновационных препаратов возможно за счет комплекса мер как регуляторного, так и финансового характера. По оценкам Минпромэнерго, к 2020 году необходимо вывести на рынок до 200 инновационных препаратов, в основном отечественной разработки, производимых на территории РФ.

В концепции сформулированы четыре важнейших задачи, стоящих перед отечественной фармацевтической индустрией.

Первая задача - обеспечение национальной лекарственной безопасности. Ее ключевой аспект – гарантированное производство ряда препаратов, начиная с субстанций и кончая готовыми лекарственными формами (ГЛФ), на территории России. Основные инструменты решения – реализация механизмов гарантированных закупок, а также эксклюзивной защиты препаратов, разрабатываемых и выводимых на рынок производителем.

Вторая задача - увеличение рыночной доли качественных отечественных препаратов. Под «отечественными препаратами» понимаются любые препараты, произведенные на территории РФ, независимо от того, кому принадлежит это производство. Основные мероприятия для ее решения: повышение производительности труда в отрасли за счет развития современной производственной базы, отвечающей международным стандартам GMP; повышение конкурентоспособности российских производителей; стимулирование зарубежных компаний к размещению производств ГЛФ и субстанций, а также научных центров на территории России; осуществление госзакупок преимущественно препаратов, произведенных на территории РФ; создание частно-государственных структур, занимающихся покупкой лицензий совместно с российскими фармпроизводителями; стимулирование клинических испытаний, производимых совместно с западными производителями, при которых лицензия на производство и продвижение новых препаратов на территории РФ остается у российского партнера; привлечение западных специалистов в российские компании.

Третья задача – вывод на рынок инновационных отечественных препаратов. Необходимо отметить, что под инновационными препаратами понимаются в первую очередь препараты, у которых под патентной защитой находится само действующее вещество. Однако создание инновационных ГЛФ, значительно улучшающих биодоступность и другие полезные свойства препаратов, в том числе с использованием нанобиотехнологий, также является актуальной задачей. Необходимо стимулировать отечественные фармацевтические компании и разработчиков к созданию собственных препаратов, имеющих импортные инновационные прототипы. Именно такие препараты составляют основную часть инновационных продуктовых портфелей западных фармпроизводителей, поскольку расходы на их разработку значительно меньше, чем разработка оригинальных, первых в своем классе препаратов. В рамках этой задачи предполагается, масштабная государственная поддержка научно-исследовательских работ и кооперационных проектов, а также создание интегрированных структур разработчиков и производителей.

Четвертая задача – это создание экспортоспособных отечественных препаратов, обладающих, в том числе новыми механизмами действия. Залогом успеха в решении этой задачи является наличие традиционно сильных российских научных школ в области химии, биологии и других естественных наук. При этом ключевой проблемой является разрыв между академической наукой и индустрией, который ведет к тому, что новые разработки «не подхватываются» и не внедряются в производство на том этапе, до которого их сегодня в состоянии доводить наука. Этот разрыв должно заполнить государство, используя известные в международной практики инструменты, опирающиеся на частно-государственное партнерство, такие как специализированные гранты, посевные и корпоративные венчурные фонды, специализированные центры разработки лекарств.

По оценкам Минпромэнерго, для запуска инновационного цикла фармацевтической отрасли потребуется привлечение масштабных государственных инвестиций. Так, уже с 2009 года необходимо направлять примерно $200 млн. ежегодно, чтобы запустить указанные механизмы, из которых индустрия на начальном этапе сможет компенсировать не более 25%. Однако по мере расширения инновационных портфелей отечественных производителей, государственные средства будут замещаться инвестициями фармпроизводителей и венчурных фондов, что позволит к 2017-2018 году свести необходимость в бюджетных деньгах практически к нулю. При этом вложенные государственные средства могут вернуться уже к 2020 году в виде дисконтов на отечественные инновационные препараты по госзакупкам по сравнению с западными аналогами.

Критическими элементами стратегии являются также кадры и инфраструктура. Для достижения целей представленной стратегии, необходимо иметь в России к 2015 году не менее 4-5 тысяч молодых профессионалов, владеющих самыми современными технологиями исследований и производства. Очевидно, что часть высококвалифицированных специалистов потребуется привлечь из-за рубежа. По предварительным расчетам, для решения кадрового вопроса необходимо потратить еще не менее $1 млрд.

В совещании участвовали представители Российской Академии Наук, организаций-разработчиков лекарств, а также топ-менеджеры крупнейших отечественных фармацевтических компаний. Основной доклад вызвал живую дискуссию, главной идеей которой стала назревшая необходимость в принятии новой стратегии развития отрасли. По общему мнению участников, ключевой идеей стратегии должно стать инновационное развитие фармацевтической отрасли.

Принять участие в обсуждении этих вопросов теперь может каждый желающий. Недавно начал функционировать web-портал “Фарма2020” (www.pharma2020.ru), созданный как площадка для публичного обсуждения стратегии развития российской фармацевтической промышленности. Создание такого ресурса было предложено на основе взаимодействия фармацевтических компаний с представителями Министерства промышленности и энергетики и профессиональным экспертным сообществом.


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Дальхимфарм Дальхимфарм
Ретиноиды Ретиноиды
Канонфарма Канонфарма
Косфарма Косфарма
Северная Звезда Северная Звезда
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
ЯФФ ЯФФ
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Карипаин Карипаин
Органика Органика
Пальма Пальма
Авилон ФК Авилон ФК
Пептид-Био Пептид-Био