В 5 351 случаях была целесообразна замена импортных препаратов на отечественные в первом полугодии 2009 г. Об этом заявила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Елена Тельнова, выступая 8 сентября в пресс-центре "АиФ" на круглом столе "Политика импортозамещения в отечественной фармацевтической отрасли и реализация программы ОНЛС: в преддверии аукционов на 2010 год", организованном Ассоциацией российских фармацевтических производителей. Тельнова представила результаты проведенного Росздравнадзором анализа госзакупок лекарственных средств 2008 г. и первого полугодия 2009 г. Согласно этим данным, более 2,3 миллиардов рублей в 2008 году могло бы сэкономить российское государство при замещении импортных лекарственных препаратов отечественными аналогами в рамках госзакупок лекарственных средств. Эта потенциальная экономия равна среднемесячному расходу в рамках программы ОНЛС (ДЛО) в 2008 году, т.е. позволяла бы обеспечивать население лекарственными средствами по программе ОНЛС в течение месяца, отметила замруководителя Росздравнадзора. Согласно результатам анализа за 1 полугодие 2009 года в денежном выражении госзакупки отечественных ЛС уменьшились до 4,5-5% с 6,5% по итогам аналогичного периода 2008 года. "В целом по России средняя цена закупленных в первом полугодии 2009 года импортных лекарственных средств, имеющих отечественные аналоги, составляет 2140,79 руб., средняя цена отечественных аналогов составляет 1322,61 руб., средняя разница составляет 818,18 руб.", - отметила Тельнова.

Она напомнила, что с 2008 г. полномочия по закупкам лекарств для льготников по программе ОНЛС были переданы субъектам РФ, однако там "не особенно проявляют рвение по анализу ситуации и закупке отечественных препаратов". Представитель Росздравнадзора отметила, что проведенная аналитика "позволяет увидеть, как реально сработал каждый субъект Российской Федерации и что он потерял в результате того, что не закупил отечественные препараты, которые ничем не хуже импортных". Проведенный Росздравнадзором анализ показывает, что преференции для отечественных производителей только декларируются, подытожила Тельнова.

По мнению заместителя председателя комитета Государственной думы по охране здоровья Сергея Колесникова, "передача функций закупки в регионы привела к неоправданному росту стоимости закупаемых лекарств". Депутат считает, что нынешняя ситуация с госзакупками на фармрынке - результат несовершенной законодательной базы: в федеральном законе №94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при переходе на аукционный принцип "потерялась возможность влиять на закупки и контролировать качество закупаемой продукции". Пока же закон не работает, единственный путь импортозамещения, уверен депутат, - размещение госзаказа на производство российских препаратов: "Если не будет долговременного госзаказа для отечественного производителя по тем препаратам, которые являются импортозамещающими, мы с мертвой точки не сдвинемся".

Начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Федеральной антимонопольной службы РФ Тимофей Нижегородцев отметил, что "призывы об импортозамещении наталкиваются на глухую стену людей, принимающих в регионах решения о закупках препаратов по программе ОНЛС". По его мнению, конкуренции на рынке мешает "изощренная эшелонизированная система", созданная крупными иностранными фармацевтическими компаниями, в которую включен "широкий подкуп представителей врачебного сообщества и органов управления здравоохранения для того, чтобы заявки на приобретение того или иного препарата формировались особым образом". "Существующая система способствует закупке дорогостоящих импортных препаратов даже при наличии отечественных аналогов", - сообщил Нижегородцев.

Представитель ФАС назвал существующую практику организации аукционов под одного определенного производителя наносящей прямой ущерб бюджету государства. По его словам, "конкурсная документация при проведении аукционов в регионах намеренно составляется с указанием одного или целого ряда дополнительных условий под конкретное лекарственное средство от конкретного производителя. В результате конкурентные условия отсутствуют, и в результате препараты закупаются у одних и тех же компаний, предлагающих максимально высокую цену за свое лекарство". В таких условиях российские производители, выпускающие препараты, аналогичные по качеству, но более доступные по цене, не выигрывают конкурсы по госзакупкам только потому, что, к примеру, упаковка их препарата и инструкции по его применению не соответствуют условиям аукциона. "Нет ни одной российской фармкомпании, которая бы не сталкивалась с этой проблемой", - отметил Нижегородцев.

Он сообщил, что сейчас ФАС рассматривает несколько жалоб от российских компаний, в частности компании "Сотекс". "Мы три месяца выясняли, являются ли российский "эральфон" и импортный "эпрекс" взаимозаменяемыми. Эксперты дали заключение об их идентичности. И мы дадим указание территориальным органам о проверке проведения аукционов в регионах по этим препаратам", - сказал представитель ФАС.

Разработчик генноинженерных лекарственных препаратов, начальник отдела ООО "Протеиновый контур" Леонид Коробицын более подробно рассказал об истории с препаратом "Эральфон", российским аналогом зарубежного препарата "Эпрекс". Ученый отметил, что разработанный его компанией и успешно внедренный в производство еще в 1997 году препарат группы эритропоэтинов не смог выдержать конкуренции с началом программы ОНЛС - "в 2005 году наш препарат был исключен из списка ОНЛС". Одной из главных претензий стали требования, предъявляемые к лекарственной форме, - "препарат выпускался в ампулах, а требовалось - в шприцах". "Совместно с компанией "Сотекс" мы смогли наладить производство "Эральфона" в шприцах и препарат вновь стал конкурентоспособным, но даже когда он стал абсолютно идентичен западному аналогу, ситуация не изменилась. К примеру, по данным Фармэксперта доля отечественных препаратов группы эритропоэтинов, закупленных в 2008 году в рамках программы ОНЛС (ДЛО), составила 6% в денежном выражении, тогда как российский препарат "Эральфон" на 53% доступнее зарубежного аналога "Эпрекса". В связи с такой ситуацией, мы были вынуждены обратиться в ФАС", - сообщил Коробицын. В свою очередь академик РАМН, разработчик многих отечественных лекарственных препаратов Роберт Глушков выразил мнение, что "импортозамещение должно идти и за счет наших оригинальных препаратов, а не только за счет дженериков".

"Ситуация с госзакупками лекарственных средств - наиболее острая проблема российской фармпромышленности, - резюмировал генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев, - краеугольный и принципиальный вопрос, который фактически решает - "быть или не быть" российскому фармпрому. В обновленном варианте Стратегии развития российской фармацевтической отрасли до 2020 года первым пунктом в списке мероприятий по поддержке отечественных производителей (как готовых лекарственных средств, так и субстанций) значится создание и внедрение в практику преференций при участии в конкурсе государственных закупок ЛС для локальных производителей. К сожалению, стратегия уже больше года согласовывается в различных ведомствах, тогда как доля отечественных препаратов в государственных закупках продолжает падать".


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Ретиноиды Ретиноиды
Авилон ФК Авилон ФК
Карипаин Карипаин
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
ЯФФ ЯФФ
Канонфарма Канонфарма
Косфарма Косфарма
Органика Органика
Пептид-Био Пептид-Био
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Пальма Пальма
Северная Звезда Северная Звезда
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Дальхимфарм Дальхимфарм