Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению провел 24 апреля Наро-Фоминске выездное заседание на тему: «Законодательные аспекты мер социальной поддержки отдельных категорий граждан Российской Федерации в части обеспечения их необходимыми лекарственными средствами». Провела заседание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Лариса Пономарева. В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, представители Минздравсоцразвития России, Росздравнадзора, представители региональных органов власти. Открыл заседание глава Наро-Фоминского муниципального района Александр Баранов. Подводя итоги реализации программы лекарственной помощи льготным категориям граждан в 2005-2007 годах, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Елена Тельнова считает, что, несмотря на критику, следует признать, что программа дала положительные результаты. С момента начала ее реализации ежегодно делаются шаги по решению многолетней проблемы лекарственного обеспечения населения. Если в 2005-2006 годах это были шаги по так называемой настройке механизма реализации, то в 2007 году был сформирован принципиально новый, модернизированный вариант программы, который начал реализовываться 1 января 2008 года. Например, программа лекарственного обеспечения теперь делится на два сегмента – федеральный и региональный. По состоянию на 15 апреля 2008 года поставлено лекарственных средств по «федеральным закупкам» на сумму 14 434 078 тыс. руб., по «региональным закупкам» 11 154 779 тыс. руб. Таким образом, в субъекты Российской Федерации поставлено лекарственных средств на общую сумму 25 588 857 тыс. руб., что в 1,6 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Средняя стоимость рецепта, не учитывая высокозатратные категории, в 2008 году составляет порядка 440 рублей, средняя стоимость рецепта для категорий больных, страдающих тяжелыми заболеваниями, достигает 74 тысяч рублей. Об улучшении ситуации говорит и основной индикатор реализации Программы – количество рецептов, принятых на отсроченное обеспечение. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года, в абсолютных показателях количество отсроченных рецептов снизилось на 82%, доля отсроченного обеспечения снизилась в 6 раз (1,27% в настоящее время, 7,08% в 2007 году), а уровень обслуживания рецептов составляет 98,61% (при 88,75% в 2007 году). Из приведенных выше цифр можно сделать вывод, что гораздо больше граждан стали своевременно получать необходимую им лекарственную помощь. Беспокойство вызывает тот факт, что многие нуждающиеся в медицинских препаратах отказываются от льготных рецептов в пользу денежной компенсации. Людей, нуждающихся в данных мерах социальной защиты в стране почти 16,5 млн. Вместе с тем, сейчас в программе осталось только 5,5 млн. Этот факт вызывает у специалистов справедливые опасения. Как правило, от программы отказываются наименее обеспеченные люди, зачастую просто не понимая, что другой дополнительной помощи в части обеспечения лекарственными средствами у них не остается. Что касается механизмов реализации программ, то, как отметила Елена Тельнова, серьезные замечания есть к организации работы в регионах. Прежде всего, это - низкое качество составления заявки и определения потребности, отсутствие системы управления финансовыми и товарными потоками и контроля за выпиской лекарственных средств, недостаточное информационное взаимодействие участников реализации программы ОНЛС. Также выявляются и новые нарушения, связанные с реализацией органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации переданных им полномочий по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан: отсутствие либо нарушения при заключении контрактов по итогам аукциона; безальтернативное проведение аукциона, несоответствие числа пациентов в регистрах по высокозатратным нозологиям. Жалуясь на нехватку финансовых средств, представители региональных органов власти не в состоянии предоставить исчерпывающую информацию, по которой можно судить о ситуации в регионе, сказал Елена Тельнова. Участники парламентских слушаний были единодушны в том, что необходимо ограничить или даже запретить выход из программы. Как сказал выступивший на встрече заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Владимир Семенов, в то время, когда обсуждался вопрос о возможности добровольного выхода из программы, «нам не удалось убедить оппонентов в том, что право на жизнь важнее права на получение денег». Елена Тельнова рассказала, что в процессе работы программы Росздравнадзором были проведены социологические опросы участников программы – врачей, пациентов, фармацевтов. Почти половина опрошенных недовольны тем, как работает программа. Назывались такие причины, как отсутствие необходимых лекарств в перечне, большие очереди к врачам и в аптеках, отсутствие лекарств в аптеках. Граждане не очень понимают разницу между торговыми наименованиями препаратов и международными непатентованными названиями, врачи зачастую советуют использовать более дорогое лекарство. Возникает психологическая напряженность между пациентом и врачом. По итогам заседания круглого стола, с учетом высказанных участниками предложений, будут приняты рекомендации в адрес Правительства РФ, Федерального Собрания, профильных министерств и ведомств.
Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.