Руководители
аптек Москвы и Московской области приняли участие в региональной
конференции, организованной Ассоциацией аптечных учреждений
«СоюзФарма». Доклады, объединенные темой «Аптечный рынок
России: перезагрузка 2010», отражали основные тенденции
года: изменения в законодательной сфере в фармацевтической отрасли и их
влияние на деятельность розничного звена, а также рекомендации по
повышению эффективности работы аптек с помощью маркетинговых
инструментов.
В
открывшем конференцию докладе Исполнительного директора Ассоциации
«СоюзФарма» Д.Г.Целоусова содержалась подробная
характеристика принятых нормативных актов года: Федерального закона «Об
обращении лекарственных средств», Постановлений Правительства РФ,
приказов Минздравсоцразвития и разъяснений, что нового они
вносят в деятельность аптек. Д.Целоусов проинформировал также о том,
как Ассоциация вместе с аптеками откликалась на подготовку и обсуждение
нормативных документов, какие предложения были учтены в
ФЗ, в Минимальном ассортименте ЛС, а также о последующих запросах
и обращениях в гос.органы (всего их было
более 150). В целом за год Юридическая служба Ассоциации осуществила
более 500 консультаций аптек и подготовила более 300 письменных
ответов.
Профессионализм следующего докладчика – директора Cegedim
Strategic Data, канд.фарм.наук
Д.Мелик-Гусейнова позволил органически продолжить тему
«Государственные федеральные и региональные инициативы и их влияние на
фармацевтический рынок России», остановившись на иных аспектах.
Характеристика российской ситуации прозвучала на фоне краткого описания
перспектив развития мирового фармацевтического рынка. Среди
государственных инициатив 2010 года Д.Мелик-Гусейнов выделил:
регулирование цен на лекарственные средства, состояние локального
производства, возрастание роли этического маркетинга, определение
конфликта интересов (что будет разрешено и запрещено медицинским и
фармацевтическим работникам) и о возможной тактике поведения фарм.
компаний. Отвечая на дискуссионный вопрос в связи с предстоящей
реформой и увеличением ставки единого социального налога, а
также возможностью отнесения аптек к социальной сфере, Д.Мелик-Гусейнов
предложил руководителям подумать, какие последствия могут
ожидать аптеки, если их будут относить не к торговым организациям, а к
социальным, с учетом того, что государство станет
жестким регулятором отрасли. Кроме того, признанный эксперт
фармацевтического рынка посетовал, что у отрасли сегодня
нет единого консолидированного мнения, единого месседжа со
стороны бизнеса государству, нет диалога с властью. В
отрасли назрела реформа – чтобы появился «мощный голос», с которым будут
считаться государственные регуляторы.
Созвучно
предыдущим прозвучало выступление доктора фарм.наук, профессора,
зав.кафедрой управления и экономики фармации ФППО провизоров 1 МГМУ им.
И.М. Сеченова Е.А.Максимкиной «Современные концепции маркетинговой
деятельности», которую всегда с нетерпением ожидают
аптеки. Охарактеризовав базовые характеристики маркетинга, составляющие
стратегического маркетинга, она показала особую значимость на
современном этапе концепции маркетинга взаимоотношений (взаимодействия)
с покупателями: общее стремлении всех сотрудников
организации к установлению долгосрочного взаимовыгодного партнерства со
своими клиентами.