Аптечные сети Санкт-Петербурга запускают торговлю через вендинговые аппараты - медикоматы. В БЦ "Акватория" уже работает торговый автомат холдинга "Аптека Доктор". Сеть из 4 автоматов на территории Финляндского, Ладожского, Московского и Балтийского вокзалов весной открыла "Первая помощь".
Разрабатывает концепцию подобной сети специализированная
компания-производитель Vendito, запуск 10 автоматов запланирован на 2013
год, в перспективе их количество может вырасти до 50. В ассортименте
таких автоматов парафармацевтика - товары, которые не являются
лекарствами: БАДы, пластыри, товары личной гигиены, тесты. Основные
преимущества формата - круглосуточная работа, возможность покупки без
очереди и без прямого контакта с торговым персоналом, что важно для
стеснительных покупателей.
Массового спроса среди аптек на услуги автоматизированной торговли
нет, да и пионеры пока не афишируют проекты. Например, в "Первой помощи"
подчеркивают, что проект экспериментальный. "У нас стоит несколько
аппаратов, но их цель, скорее, улучшение сервиса для покупателей", -
уточнил Александр Семенов, генеральный директор сети аптек "Первая
помощь".
По его словам, компания готова развивать сеть вендинговых аппаратов
как отдельный самостоятельный бизнес, но пока это невозможно из-за
государственных ограничений. "Мы ждем принятия поправок к закону "Об
обороте лекарственных средств", но их рассмотрение откладывается уже
второй год. Этот закон позволит продавать в аппаратах не только товары
медицинского назначения, но и безрецептурные лекарства, иначе заниматься
таким видом бизнеса экономически невыгодно", - сетует он.
Стоимость медикомата начинается от 200 тыс. рублей, в эту сумму
входят разработка дизайна и изготовление светового короба, комментирует
Андрей Штерле, руководитель отдела продаж Vendito. Он отмечает, что
технические возможности позволяют дооснастить автомат модемом
онлайн-мониторинга и дополнительными полками. Окупаемость же одной точки
зависит от ассортимента и выбора места под автомат. "Если удачно
выбрано место, то окупаемость может наступить уже через 5-6 месяцев", -
утверждает Андрей Штерле.
По данным российской Национальной ассоциации автоматизированной
торговли, оборот российского рынка вендинга в прошлом году составил
около 8,6 млрд. рублей, ежегодно количество автоматов прирастает
примерно на 20%. Однако большая часть работающих торговых автоматов -
70% - это точки по продаже кофе и напитков, 20% - снековые, и лишь 10% -
остальные.
Временный минус формата автоматизированной торговли - это
настороженное отношение покупателей к такому виду продаж. "Одно дело
купить в автомате лимонад или сухарики, и совсем другое - приобрести
продукт, который ранее приобретали только в аптеке", - говорит Андрей
Штерле. Но, по мнению экспертов, это лишь вопрос времени. Например,
популярность другого проекта - автомата по продаже контактных линз
"ЛинзАмат" - с каждым днем растет.