Центр стратегических разработок предложил подождать с радикальными реформами здравоохранения и представил доклад по развитию отрасли. Один из самых ожидаемых документов ЦСР фактически не содержит идей, которые можно считать «реформой здравоохранения»: он предполагает рост госрасходов в секторе с 3,55% ВВП в 2018 году до 3,99% в 2024-м, из которых основная часть средств идет на поддержание зарплат в здравоохранении на уровне, установленном майскими указами президента РФ. Главная реформа в докладе до 2024 года — замещение уходящих на пенсию участковых терапевтов врачами общей практики с увеличением их численности на душу населения на 25–30%. Скорее всего, в этом виде идеи ЦСР одобрены властью и будут частью послания президента Владимира Путина 1 марта. Доклад ЦСР по здравоохранению, создававшийся коллективом Высшей школы экономики под руководством Сергея Шишкина, был особо ожидаемым документом. Напомним, существенное повышение расходов в формирование человеческого капитала (здравоохранение и образование, так называемый бюджетный маневр) считалось одним из главных бюджетных предложений команды главы ЦСР Алексея Кудрина. В среду доклад, по словам господина Шишкина, основывающийся в том числе на представленной в мае 2017 года программе реформ ЦСР (напомним, документ не опубликован), был представлен центром — это краткий и после нескольких раундов обсуждений в основном декларативный документ без подробных обоснований предложений.
С бюджетной точки зрения, смысл идеи ЦСР — в увеличении доли госрасходов в здравоохранении с 3,55% ВВП в 2018 году (в 2017-м 3,33%) до 3,99% ВВП в 2024 году. Крупнейшая статья предлагаемых новых расходов — поддержание уровня оплаты труда в секторе, согласно майским указам президента: в «приросте» средства, которые предлагается потратить на эти цели, составляют 40% в 2018 году и 50% в 2024-м. Медленнее всего предлагается увеличивать расходы на высокотехнологичную медпомощь и лекарственное обеспечение, быстрее — на первичную медико-санитарную помощь.
В текущем виде доклад ЦСР фактически не предлагает до 2024 года ничего, что имело бы смысл именовать «реформой здравоохранения». Большинство идей доклада вполне в русле текущих планов развития отрасли Минздравом. Главная идея доклада на ближайшие годы — «эволюционное» замещение участковых терапевтов (и существующих вакансий — до 30% штата) врачами общей практики. Уходящих на пенсию участковых терапевтов, в основном выступающих «первичными маршрутизаторами» пациентов в поликлиники и больницы (сейчас участок обслуживает около 2 тыс. жителей), предлагается заменять врачами общей практики с более широкой компетенцией. Часть компетенций врача, который при не слишком быстром сокращении участка вряд ли может работать эффективно, предлагается передать дополнительно доквалифицированному среднему медперсоналу.
Вместе с перепрофилированием ряда стационаров на «высокоинтенсивные» (короткий срок пребывания) и «для долгосрочного лечения и реабилитации» (длительный срок), а также рядом других менее крупных инициатив все это, рассчитывают в ЦСР, даст внутрисистемную экономию в здравоохранении в 0,19% ВВП к 2024 году (около 270 млрд руб.), это, видимо, крупнейший обнаруженный ВШЭ ресурс перераспределения средств внутри системы. В итоге для потребителя медуслуг предложения аналогичны увеличению госрасходов в экономике на здравоохранение (от нынешнего уровня без учета роста ВВП) в пределах 15–20% за шесть лет.
Вопрос о том, сколько в ВВП в 2024 году при такой реализации будут составлять все расходы на здравоохранение (включая частные), в докладе остается без ответа. Впрочем, никакого радикализма по поводу институционализации соплатежей в системе ОМС ЦСР не допускает, напротив, значительная часть идей ЦСР — ужесточение регулирования в секторе, «либерализационные» идеи и экономическое саморегулирование — почти не предлагаются, если не отвергаются. Вместе с тем доклад содержит и идеи явного ужесточения госрегулирования доступа на рынок труда для врачей. Так, авторы ЦСР критикуют слишком быстрый выход специалистов после университета к клинической практике, при обсуждении доклада в ЦСР выдвигались идеи госрегулирования платной ординатуры. В целом документ очень дипломатичен по отношению к врачебному сообществу и сохранению его положения в обществе.
Видимо, самое социально резкое предложение доклада — «система ОМС-2», платное расширение страховой программы в ОМС за более высокий страховой взнос; как и ряд других инициатив, эти программы предлагаются в качестве пилотных. В остальном программа обосновывает «бюджетный маневр» в сторону здравоохранения необходимостью увеличения продолжительности жизни и подготовки «технологического прорыва» — де-факто для неувеличения отставания от уровня стран ЕС по новым медтехнологиям и сохранения потенциала медтуризма в РФ. Основной акцент ЦСР предлагает сделать на медико-информационные технологии — так, к 2024 году предлагается нарастить численность граждан, использующих дистанционные технологии в медицине, до 13,8 млн.
Значительную часть доклада составляют инициативы по точечным реформам, призванные создать базу для дальнейшего развития здравоохранения. В ряде случаев речь идет, видимо, о сознательном занижении потенциала. Так, одной из целей предлагаемых изменений обозначены доходы от экспорта медицинских услуг: в 2018 году они оценены в $8 млн, к 2024 году плановая цифра — $175 млн, к 2035-му — $750 млн. Для столь долгосрочных программ эти цифры не только не амбициозны, но и не имеют практического смысла. В программах развития физкультуры и спорта эксперты ВШЭ фактически согласны с курсом Минздрава на формирование здорового образа жизни — важным дополнением к ним является инициатива ЦСР включить расходы на физкультуру, в том числе семейную, в налоговый вычет по НДФЛ аналогично медицинским. В числе инициатив также существенное ужесточение антиалкогольной и антитабачной политики. Ряд инициатив не расшифрованы, хотя выглядят достаточно новыми: так, в рамках «интегрированных методов оплаты в системе ОМС» предлагается не оплачивать возврат пациента в стационар при осложнениях как новый случай лечения. Впрочем, очевидно, что эти идеи также носят чисто экспериментальный характер и не предлагаются к быстрому внедрению в систему в целом.
Доклад ЦСР является предельно компромиссным, по данным “Ъ”, часть его положений будет одобрена в послании Владимира Путина уже 1 марта. Отметим, рост продолжительности жизни в РФ в ближайшие годы при стабильном уровне здравоохранения практически неизбежность, и от увеличения госрасходов в секторе на 0,5 п. п. в доле ВВП за шесть лет в силу роста численности населения старших возрастов в любом случае невозможно отказаться. Фактически ЦСР предлагает в 2018–2024 годах модернизировать систему только там, где отказ от таких программ грозит социальными протестами, и удерживать ее практически в текущем состоянии до середины 2020-х, когда перспективы более существенных изменений в секторе будут и более ясны, и политически возможны.

Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Ретиноиды Ретиноиды
Дальхимфарм Дальхимфарм
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Пальма Пальма
Авилон ФК Авилон ФК
Северная Звезда Северная Звезда
Канонфарма Канонфарма
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Косфарма Косфарма
Карипаин Карипаин
ЯФФ ЯФФ
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Пептид-Био Пептид-Био
Органика Органика