Продажи парафармацевтических товаров в аптеках в первом полугодии обогнали по темпам прироста продажи лекарств. Парафармацевтики за этот период продано на 70,28 млрд. руб. – на 13,52% больше, чем годом ранее, подсчитали аналитики DSM Group. К ней они относят весь нелекарственный ассортимент: косметику, биологически активные добавки (БАД), средства по уходу и проч. Продажи лекарств в аптеках за тот же период выросли на 12,19% до 250 млрд. руб., сегмент дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) – на 6,29% до 55 млрд. руб., госпитальных закупок – на 10,35% до 76,6 млрд. руб., следует из данных DSM Group.
По данным «Фармэксперта», продажи нелекарственного ассортимента
(учитывает только продажи БАДов и косметики) в аптеках в первом
полугодии в среднем выросли на 30%, лекарственного – примерно на 21,3%,
говорит гендиректор компании Николай Демидов.
Представитель «Риглы» тенденцию подтверждает. У аптечной сети «36,6» в
первом полугодии ситуация другая: продажи парафармацевтики выросли
примерно на 2%, лекарств – на 3%, говорит представитель компании. Это
связано с запуском новой сети аптек-дискаунтеров «Леко», в ассортименте
которых основной акцент делается на лекарства, объясняет представитель
компании.
Главная причина роста продаж нелекарственного ассортимента в том, что
цены на него государство не регулирует в отличие от цен на лекарства из
списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), считает Демидов (с 1
апреля 2010 г. они не могут стоить выше, чем зарегистрированная в
Минздраве цена производителя плюс оптовые и розничные надбавки, которые
устанавливают регионы). «Фармэксперт» по итогам 2011 г. оценивал долю
ЖНВЛП в коммерческом сегменте фармрынка в 37,5%. При сопоставимой цене
за упаковку в нелекарственном сегменте маржа примерно на 30% выше, чем в
лекарственном, оценивает Демидов.
Еще одна важная причина в том, что в аптеки за парафармацевтикой
возвращаются покупатели, в кризис покупавшие эту продукцию в других
местах, например в продуктовых сетях, где она примерно на 25% дешевле,
говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. В первом полугодии 2011 г.
продажи парафармацевтики прибавили лишь 5%, напоминает он. У аптечных
сетей более высокие закупочные и розничные цены, чем у крупнейших сетей
FMCG, объясняет ценовую разницу гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил
Бурмистров. Есть еще нюанс: парафармацевтика, продающаяся в аптеках,
чаще всего относится к высокому ценовому сегменту, продолжает эксперт.
Так как аптеки могут включить в ассортимент только ограниченное
количество товарных наименований, эти позиции должны быть
высокорентабельными. Сами покупатели предпочитают идти за дорогой
парафармацевтикой в аптеки, так как доверяют им больше, чем
парфюмернокосметическим сетям.
В целом рынок косметики по итогам шести месяцев 2012 г. вырос на 12%,
говорит Бурмистров. Производители разрабатывают специальные линейки
продукции и аккумулируют маркетинговые бюджеты для продвижения товаров в
аптечных сетях – новом и перспективном для них канале продаж, знает он.