Ассортимент современной аптеки чрезвычайно широк и включает не только несколько тысяч товарных позиций, но и различные группы средств, требующие особого подхода. Перед аптечной организацией стоят задачи по эффективному представлению товаров, обеспечению их своевременного наличия в аптеке, созданию системы учета и т.д. А кроме того, необходимо соблюдать правовые аспекты, связанные с ассортиментом.

— Можно ли реализовывать через аптеку электронные сигареты? Не противоречит ли это законодательству? Что должно быть указано в сертификате таких изделий?

— В соответствии с ч.7 ст.55 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 12.03.2014) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, БАД, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.

По нашему мнению, электронные сигареты вряд ли могут быть отнесены к одному из перечисленных в законе видов продукции.

Кроме того, следует отметить, что согласно п.1 «г» ч.1 ст.16 Федерального закона РФ № 15-ФЗ от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.

Таким образом, реализация электронных сигарет, внешне имитирующих (похожих) настоящие сигареты, будет считаться нарушением указанной нормы «антитабачного» закона.

В соответствии с ч.1 ст.14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

— Наша аптека перешла на круглосуточный режим работы. Можем ли мы реализовывать спиртосодержащие препараты ночью?

— В соответствии с ч.5 ст.16 Федерального закона РФ от 22.11.95 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. от 02.11.2013) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени.

Однако, во-первых, согласно ч.3 ст.1 указанного закона его действие не распространяется на обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям, а также на деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в т.ч. гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций.

Кроме того, согласно п.7 ст.2 указанного закона спиртосодержащие лекарственные средства не относятся к понятию «алкогольная продукция».

Таким образом, запрет на продажу аптечными организациями спиртосодержащих лекарственных средств в ночное время действующим федеральным законодательством не установлен.

— Можно ли отнести детские успокоительные чаи к разряду детского питания и можно ли их размещать на одной витрине?

— В соответствии с определением, приведенным в ст.1 Федерального закона РФ № 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 19.07.2011), «продукты детского питания — предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты».

Критерием отнесения пищевых продуктов к категории детского питания может служить «Общероссийский классификатор продукции» ОК 005-93, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993, если в соответствующих кодах будет указано конкретное назначение продуктов питания.

Кроме того, по нашему мнению, подтверждением того, что товар относится к соответствующей группе, может служить описание товара производителем на упаковке, листке-вкладыше и т.д. Если, например, на упаковке успокоительного чая производитель явным образом указывает, что товар является продукцией детского питания, то это может служить доказательством правомерности отнесения такого товара к продуктам детского питания.

Что касается размещения аптечных товаров на витринах, то после отмены в марте этого года утвержденного приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 порядок выкладки на витрины аптечной организации лекарственных препаратов и сопутствующих товаров вообще не регламентирован.

— Поставщик предлагает к реализации косметические кремы, в инструкции к которым сказано, что они могут применяться в комплексной терапии дерматитов, опрелостей, суставных болей и т.д. Нужно ли требовать в этом случае какие-либо документы, подтверждающие информацию о лечебном эффекте?

— Ст.3 Федерального закона РФ № 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 19.07.2011) установлены критерии оборотоспособности пищевых продуктов, материалов и изделий. Положения данной статьи распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия.

Так, парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям нормативных документов и прошедшая государственную регистрацию в порядке, установленном данным Федеральным законом может находиться в обороте.

Не может находиться в обороте парфюмерно-косметическая продукция, которая:

  • не соответствует требованиям нормативных документов;
  • имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
  • не соответствует представленной информации, в отношении которой имеются обоснованные подозрения о фальсификации;
  • не имеет установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
  • не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такая парфюмерно-косметическая продукция признается некачественной и опасной, не подлежит реализации, утилизируется или уничтожается.

Парфюмерно-косметическая продукция включена в «Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526 (в ред. от 29.11.2012).

Требования к безопасности парфюмерно-косметической продукции установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 (в ред. от 12.03.2014), в котором также имеются требования к маркировке, приведен перечень обязательной информации, которая должна сопровождать реализацию такой продукции. Так, согласно указанным нормативно-правовым актам необходимо указывать сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции (п.9 ст.5 Технического регламента).

Заметим, что согласно п.2 ст.1 указанного регламента он не распространяется на продукцию, применяемую для диагностики и лечения болезней, однако явного запрета на указание на лечебный эффект косметических средств в сопроводительных документах регламент не содержит.

Информация о возможности применения кремов и гелей при заболеваниях не является обязательной. Конечно, не исключена возможность того, что потребителем такая информация может быть расценена как вводящая в заблуждение, но в таком случае ему необходимо будет это доказать.

По нашему мнению, если парфюмерно-косметическая продукция зарегистрирована в установленном порядке, т.е. ее состав и информация о свойствах и способах применения уже проверена регистрирующим органом, такая продукция может беспрепятственно обращаться на рынке.

— Поставщик предлагает нам провести дегустацию БАД в нашей аптеке. Не противоречит ли это законодательству?

— Данный вопрос действующим законодательством никак не регламентирован. По нашему мнению, проведение дегустации БАД в аптечной организации может вызвать претензии со стороны контрольно-надзорных органов, однако вряд ли чиновникам удастся эти претензии как-то обосновать, опираясь на действующее законодательство.

— Я открыл аптечный пункт. Имею ли я право реализовывать БАД или это право есть только у аптеки?

— В соответствии с ч.7 ст.55 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 12.03.2014) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать в т.ч. биологически активные добавки.

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 г. № 553н различают следующие виды аптечных организаций:

  • Аптека (готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов).
  • Аптечный пункт.
  • Аптечный киоск.

Таким образом, указанная выше норма закона в полной мере распространяется в т.ч. и на аптечные пункты.

Заметим также, что в соответствии с п.7.4.1 утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 № 50 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» СанПиН 2.3.2.1290-03 розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и др).

Таким образом, никаких различий между аптекой и аптечным пунктом с точки зрения прав на реализацию БАД действующее законодательство не делает.

 


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Карипаин Карипаин
ЯФФ ЯФФ
Органика Органика
Авилон ФК Авилон ФК
Канонфарма Канонфарма
Пептид-Био Пептид-Био
Пальма Пальма
Дальхимфарм Дальхимфарм
Северная Звезда Северная Звезда
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Ретиноиды Ретиноиды
Косфарма Косфарма
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ