Законопроект о запрете рекламы безрецептурных лекарств в СМИ намерены обсудить сегодня на заседании комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Речь идет о возможном переделе десятой доли рекламного рынка России.

В рамках законопроекта предполагается запретить рекламу лекарственных средств на ТВ, в эфире радиостанций и на страницах печатных изданий. Запрет может коснуться рекламы безрецептурных препаратов, так как реклама рецептурных препаратов уже запрещена. Рекламы медицинских услуг запрет не касается.

Разрешенными рекламными площадками могут стать специализированные медицинские и фармацевтические издания, медицинские и фармацевтические выставки, говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Госдуму в октябре 2009 года.

Законодатели объясняли необходимость запрета склонностью россиян к самолечению. Это касается 70% россиян, которые при выборе лекарства ориентируются на рекламу и советы других, а не на рекомендации врачей (депутаты ссылались на данные опроса фонда «Качество жизни»). Предлагалось перенять опыт зарубежных стран, к примеру, ЕС, где реклама безрецептурных препаратов запрещена, а в аптеках значительная часть лекарств продается только по рецептам.

Кому достанутся 30 млрд

В России на рекламу медпрепаратов в 2012 году пришлось 9-10% в общем объеме рекламных расходов в средствах ее распространения, сообщил BFM.ru Вячеслав Черняховский, академик Российской академии рекламы.

Лидером по рекламе в СМИ стал «Фармстандарт», в отдельных группах, помимо «Фармстандарта», — Reckitt Benckiser, Novartis, Sanofi, Berlin-Chemi Menarini Group, Teva и «Эвалар», уточнил он.

Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения по итогам прошлого года составил примерно 300 млрд рублей без НДС, по данным АКАР. Таким образом, на рекламу лекарств пришлось примерно 30 млрд рублей.

«Категория «Медицина и фармацевтика» демонстрировала рост в последние годы. Можно предположить, что для отдельных видов СМИ последствия возможного запрета рекламы лекарственных препаратов будут, если не драматическими, то вполне ощутимыми», — говорит Черняховский BFM.ru.

Если запрет вступит в силу, этих сумм лишатся традиционные СМИ, и они будут поделены между специализированными средствами массовой информации, целевой аудиторией которых являются практикующие врачи и фармацевты.

Рынок рекламы в медицинских изданиях России составил 12,7 млн долларов, по последним данным ContentaMedical Index за первое полугодие 2012 года. Рост к первому полугодию 2011-го составил 15%. В фармацевтических изданиях — 12 млн долларов (+35%). Лидерами в десятке специализированных изданий по объему привлеченных средств является «Русский медицинский журнал» и Consilium Medicum, среди фармацевтических — «Фармацевтический вестник» и «Новая аптека».

Запрет на рекламу приведет к тому, что в специализированных изданиях расценки на нее повысятся на 15-20%, прогнозируют BFM.ru в ИД «Русский медицинский журнал».

«Это будет разовый скачок, поскольку прайс-листы на рекламу пересматриваются раз в год», — заявили BFM.ru в издательском доме. Сам «Русский медицинский журнал» по итогам первого полугодия 2012 года привлек рекламы на 3,3 млн долларов, говорится в материалах ContentaMedical Index.

Что потеряют аптеки

На долю безрецептурных препаратов приходится 49% в общем объеме продаж аптек, подсчитали BFM.ru в компании DSM Group. Запрет на рекламу не приведет к падению продаж, считает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Предложенные меры он называет «холостым выстрелом».

«Запрет на рекламу не приведет к тому, что население перестанет безответственно заниматься самолечением. Люди как покупали сами, так и будут сами покупать лекарства. Первопричины самолечения не в рекламе. У нас каждый [считает, что] разбирается в медицине, политике и спорте. Нужна национальная программа популяризации обращения к врачам. Кроме того, наши поликлиники не в состоянии обеспечить рецептами всех желающих, желающих проконсультироваться с врачом. Если та масса людей, что покупает безрецептурные препараты, в один момент придет в поликлиники, это будет коллапс, проблемы с потерей времени и невозможностью попасть к врачу».

Шуляк указывает, что препараты, которые рекламируются в обычных СМИ, не приводят к тяжелым последствиям при самолечении. «Нет рекламы антибиотиков, препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. А то, что рекламируют, — это капли в нос, средства для улучшения пищеварения. Но когда население покупает без рецепта антибиотики, вот это проблема. У нас [законодатели] смотрят не в ту сторону».

Обезопасить аптеки от падения продаж безрецептурных препаратов могут и сами врачи. В тройке лидеров по назначениям врачей находятся безрецептурные «Лазолван», «Арбидол» и «Тромбо ACC». Такие данные обнародовала компания Synovate Comcon Healthcare в феврале 2013 года. Лидером-производителем назначенных средств является «Никомед».

Добавим, законопроект уже получил отрицательный отзыв правительства.

Автор:  Яна Милюкова
Источник:  www.bfm.ru


Спирулина Экология питания

«Северная звезда» открыла новый корпус фармацевтического завода в Низино

Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.

 
Карипаин Карипаин
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Северная Звезда Северная Звезда
Косфарма Косфарма
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Ретиноиды Ретиноиды
Органика Органика
Дальхимфарм Дальхимфарм
ЯФФ ЯФФ
ДИБВЕ ДИБВЕ
Пальма Пальма
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Канонфарма Канонфарма
Пептид-Био Пептид-Био