Итоги января подтвердили, что коммерческий сектор российского фармацевтического рынка продолжает демонстрировать уверенный рост объема в стоимостном выражении. Так, за этот месяц в России было продано лекарственных средств на 700 млн долл. США, что на 17,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако это не означает, что потребитель стал покупать больше медикаментов. Объем продаж в упаковках, продолжая многолетнюю тенденцию, снизился на 6% в сравнении с январем 2007 г.

Лидером коммерческого сектора фармрынка является компания Фармстандарт. Увеличив стоимостный объем продаж на 40,5%, компания существенно уменьшает натуральные объемы отгрузок своих препаратов. Одновременно идет процесс увеличения доли Фармстандарта на рынке (+19,7% относительно показателей января предыдущего года). Успех лидера объясняется обширным портфелем безрецептурных препаратов для лечения и профилактики острых респираторных заболеваний. Искусственно созданный кризис на рынке сбыта Корвалола и Пенталгина также привнес существенную лепту в показатели продаж компании.

 

Теряющие свои позиции в программе ДЛО мультинациональные компании, наоборот, наращивают натуральные объемы продаж в коммерческом секторе. К таким компаниям можно отнести Новартис, Байер Шеринг Фарма, Сервье, Никомед и Пфайзер. Думаю, что до конца года продолжится уверенный рост натуральных объемов продаж этих компаний.

 

Дженериковое подразделение компании Новартис компания Сандоз прочно вошла в тройку лидеров рынка. Полагаю, что успех Сандоза определен портфелем блокбастеров, активно поддерживаемых промо-кампаниями, а также сменой российского менеджмента компании (табл. 1).

 

Таблица 1. TOP10 корпораций в коммерческом секторе российского фармрынка в январе 2008 г.

Позиция в рейтинге

Корпорация

Доля в объеме
продаж (USD), %

Прирост продаж, %

Прирост доли (USD), %

в USD

в упак.

1

ФАРМСТАНДАРТ

4,89

40,43

-8,02

19,71

2

САНОФИ-АВЕНТИС

3,97

0,32

-5,79

-14,49

3

САНДОЗ

3,45

41,55

-4,92

20,66

4

БЕРЛИН-ХЕМИ/МЕНАРИНИ

3,45

9,72

-5,86

-6,47

5

НОВАРТИС

3,13

33,91

9,18

14,15

6

БАЙЕР ШЕРИНГ ФАРМА

2,96

27,93

8,59

9,05

7

ГЕДЕОН РИХТЕР

2,85

23,07

-5,12

4,91

8

СЕРВЬЕ

2,82

33,84

7,58

14,09

9

НИКОМЕД

2,69

26,93

22,64

8,19

10

ПФАЙЗЕР

2,68

11,40

23,75

-5,04

 

Успех лидеров рынка также объясняется, на мой взгляд, сбалансированным портфелем этих компаний. Если обратиться к рейтингу наиболее востребованных фармацевтических групп, то отчетливо видно, что компании-лидеры занимают в них далеко не доминирующую долю. TOP10 фармкомпаний контролируют около 20% продаж первой десятки фармгрупп.

Самыми востребованным в январе оказались нестероидные противовоспалительные препараты. Однако наибольший рост продаж продемонстрировала группа препаратов для лечения сосудистых заболеваний (Противоконгестивное средство - вазоконстриктор (альфа-адреномиметик) +57%). 

Темпы роста, уступающие росту рынка, продемонстрировали гомеопатические средства, поливитамины, гепатопротекторы и ноотропные препараты (табл. 2). 

Таблица 2. TOP10 фармгрупп по объему продаж в коммерческом секторе российского фармрынка в январе 2008 г.

Позиция в рейтинге

Фармгруппа

Доля в объеме продаж (USD), %

Прирост продаж (USD), %

1

НПВП - нестероидные противовоспалительные препараты

4,46

25,82

2

Стимулятор регенерации тканей (ранозаживляющие)

2,40

3,33

3

Противоконгестивное средство - вазоконстриктор (альфа-адреномиметик) - препараты для лечения сосудистых заболеваний

2,25

56,72

4

АПФ-блокатор - препараты для нормализации давления

2,20

19,80

5

Противогрибковые средства

2,17

9,09

6

Гомеопатические средства

2,15

16,39

7

Антисептические средства

2,13

12,23

8

Поливитаминные средства + мультиминерал

1,99

10,72

9

Гепатопротекторные средства

1,97

17,65

10

Ноотропные средства

1,78

7,72


Можно с уверенностью сказать, что высокие темпы роста коммерческого фармрынка России (17-20%) сохранятся до конца текущего года. С одной стороны, население стремится лечиться более эффективными, а значит более дорогими препаратами. С другой, - фармкомпании увеличивают цены на препараты, освобождая свои портфели от низколиквидных активов. Ожидаемый объем коммерческого рынка в текущем году составит 9,25 млрд долл. США.

 

Давид Мелик-Гусейнов, директор по маркетинговым исследованиям

Спирулина Экология питания

«Северная звезда» открыла новый корпус фармацевтического завода в Низино

Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.

 
Пальма Пальма
Ретиноиды Ретиноиды
Карипаин Карипаин
ЯФФ ЯФФ
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Канонфарма Канонфарма
Косфарма Косфарма
Пептид-Био Пептид-Био
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Северная Звезда Северная Звезда
Органика Органика
Дальхимфарм Дальхимфарм
ДИБВЕ ДИБВЕ
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза