{mosimage}Как добиться, чтобы в больницах и аптеках были все необходимые лекарства, включая и дешевые, производить и продавать которые бизнесу не выгодно? Что нужно делать, чтобы не повторился "атропиновый кризис"? Правда ли, что в ближайшее время предполагается ввести уголовную ответственность за подделку лекарств? На эти и другие вопросы ответил руководитель Росздравнадзора Николай Юргель в интервью «Российской газете».

 

Российская газета : Вашей федеральной службы изменения в структуре минздравсоцразвития не коснулись: вы как отвечали за положение дел на лекарственном рынке страны, так и отвечаете. Это правда, что в ближайшее время предполагается ввести уголовную ответственность за подделку лекарств?

Николай Юргель : Да, это правда. В последнее время мы очень серьезно работаем над созданием единой системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. В числе прочих мер совместно с депутатами, общественными организациями, ведущими юристами обсуждается и необходимость внесения изменений в Уголовный кодекс.

РГ : Так плохи дела? Эксперты очень по-разному оценивают количество фальсификата на лекарственном рынке. Что же все-таки мы имеем на самом деле?

Юргель : Наши территориальные органы проводят  проверки в непрерывном режиме, и партии недоброкачественных и  фальсифицированных лекарств выявляются постоянно. Вот лишь несколько свежих примеров. В апреле были изъяты из обращения партия препарата вазокордин в Чувашии, пирацетама - в Хабаровском крае, глазных капель ирифрин - в Кемеровской области, раствора для инъекций препарата релиум в Башкортостане и так далее еще в десятке регионов.

Подробная информация о каждом случае вывешена в открытом доступе на нашем официальном сайте. Причины в каждом случае разные - от стертой маркировки на ампулах и отклеенных этикеток, что по меньшей мере свидетельствует о неправильных условиях хранения лекарств, и до продажи откровенного фальсификата. 

Кстати, в апреле же мы закончили расследование в отношении ООО "Фольварк" - эта фирма занималась поставками поддельных лекарств. Предъявляла лицензию департамента здравоохранения Москвы, действующую до конца 2008 года. Когда же мы обратились в московский департамент, выяснилось, что лицензия была аннулирована еще в 2005 году...

В целом к общему объему проверяемых нами лекарств недоброкачественные и фальсифицированные партии составляют небольшой процент - до 4. В отношении всего объема рынка этот процент, естественно, и того меньше. Но это не значит, что можно успокоиться и сидеть сложа руки. Даже одна недоброкачественная таблетка может нанести вред здоровью пациента.

Тем более что общемировая тенденция тревожна. Фармацевтика, биотехнологии, инновационные направления в медицине сегодня бурно развиваются. Растут цены не только на новые, инновационные препараты, но и качественные аналоговые, так называемые дженерики. На этом фоне появление на рынке некачественных и поддельных лекарств, предлагаемых, как правило, существенно дешевле, будет, очевидно, нарастать. Не случайно над этой проблемой сейчас серьезно работают в Совете Европы, где готовится соответствующая конвенция, разрабатывается и внедряется система мер. Это и создание единой лабораторной сети по выявлению подделок, и, конечно же, ужесточение законодательства в отношении тех, кто превратил производство и продажу фальсифицированных лекарств в прибыльный бизнес.

Так что наши предложения вполне соотносятся с европейскими и общемировыми требованиями к обеспечению лекарственной безопасности.

РГ : Вы предлагаете наказывать продавцов или производителей?

Юргель : И тех, и других. Что бы ни утверждали представители розничной сети, руководители аптек прекрасно знают, с какими поставщиками работают, надежны они или нет. Но не менее важно, обнаружив фальсификат, проследить всю "цепочку" продававших его посредников и дойти до производителя. Сейчас, увы, это удается в единичных случаях.

РГ : О какой ответственности может идти речь? 

Юргель : Это и усиление административной ответственности, повышение планки штрафов, и введение уголовной ответственности с наказанием в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет. Сейчас идут консультации с нашими коллегами из МВД, Госдумы, Совета Федерации. Надеюсь, до конца года эти поправки будут приняты.

РГ : Николай Викторович, тема фальсификатов - не единственное "слабое звено" на нашем лекарственном рынке. Недавний "атропиновый кризис" показал, что рынок-то у нас по сути нерегулируемый. Возник острый дефицит жизненно необходимых препаратов - почему, как такое возможно, кто несет за это ответственность? И, в конце концов, что нужно делать, чтобы такие ситуации не повторялись?

Юргель : Резонанс в СМИ действительно был удивительно широкий. Но я бы не сказал, что информация подавалась объективно. Определенные проблемы, безусловно, возникли. Но говорить о полном отсутствии препаратов, создавшем реальную угрозу жизни и здоровью пациентов, - это, знаете ли, чересчур. Не зафиксировано ни одного случая, чтобы человеку отказали по этой причине в операции.

Более того, когда мы стали разбираться, выяснилось, что дело-то совсем в другом: в нежелании или неумении региональных руководителей здравоохранения следить за состоянием местного лекарственного рынка.

Звонит моему заместителю руководитель министерства здравоохранения одного из регионов в панике: прекращаем плановые операции. При этом он даже не выяснял, каковы запасы препарата в регионе, не говоря уже об обязательно существующем государственном резерве, не знал, какова ситуация в разных лечебных учреждениях, не обращался ни к дистрибьюторам, ни к производителям препарата. То есть не сделал ничего, что обязан был сделать просто по должности. Когда детально прояснили картину, оказалось: в регионе имеется двухмесячный запас "остродефицитного" лекарства.

РГ : Так в чем же дело?

Юргель : Не хватает элементарной менеджерской подготовки, к сожалению. Не случайно же мы уже третий год, отслеживая, как реализуется в регионах программа ДЛО, постоянно говорим о том, что заявки на необходимые поставки лекарств в ряде субъектов формируются из рук вон плохо. В результате - какие-то препараты, невостребованные, пылятся на складах и списываются из-за истекшего срока годности, а каких-то не хватает.

РГ : Можно ли поправить дело? 

Юргель : Кроме обязательной подготовки квалифицированных кадров, чем мы готовы заниматься, так же как и оказывать регионалам методическую помощь, обязательно нужно восстанавливать в стране службу постоянного мониторинга потребности в лекарственных средствах. Мы должны четко представлять, что, где и в каком количестве необходимо. Причем лекарственными запасами нужно управлять - их излишки приводят к убыткам и неэффективному использованию средств (если речь идет не о продажах населению, а о поставках в лечебные учреждения и выполнении федеральных программ обеспечения льготников).

Раньше в составе каждого регионального органа здравоохранения обязательно работало аптечное управление, которое всем этим занималось. Сейчас, к сожалению, эта система разрушена.

РГ : Но ведь при выполнении программы ДЛО все четко фиксируется: есть рецепт, по которому отпускается лекарство, аптеки передают эти рецепты в ФОМС, где вся информация может быть сведена воедино. Анализируй - не хочу...

Юргель : Учет в программе ДЛО действительно налажен - и этим службы здравоохранения активно пользуются. Но есть еще больничный сектор, есть, наконец, розничная продажа, которая вообще осуществляется стихийно. 

РГ : То есть если не восстановить хотя бы "информационный" контроль за лекарственным рынком, проблемы, подобные "атропиновой", могут возникнуть в любой момент?

Юргель : Не надо нагнетать. Но по сути решение проблемы я действительно вижу в создании мониторингового центра, который бы сводил воедино информацию о потребностях в лекарствах, имеющихся запасах, возможностях поставщиков и производителей. Думаю, такой центр может быть создан и в структуре Росздравнадзора.

РГ : У этой "медали" есть еще одна сторона. Ее, кстати, тоже выявил атропиновый "кризис". Пациентам нужны не только новые, дорогие, но и старые, проверенные временем, дешевые препараты. А их невыгодно ни производить, ни продавать... Дешевый ассортимент "вымывается". Что делать?

Юргель : Действительно, проблема существует. Возьмем, к примеру, адреналин и эфедрин, о нехватке которых говорилось вместе с атропином. Это копеечные препараты - 10-15 рублей за ампулу. К примеру, заявка по прошлому году Московскому эндокринному заводу на эфедрин составляла 500 тысяч рублей. А в этом году и такой заявки нет. Препараты стареют на складе, коммерческая стоимость их реализации падает, завод несет убытки. В то же время врачи не могут получить необходимый привычный, хорошо проверенный препарат. Это государственная проблема, которую просто необходимо решать.

РГ : Как?

Юргель : Могут быть разные варианты. Обсуждается идея создания государственного холдинга, который бы обеспечивал производство жизненно необходимых препаратов в нужных объемах. Можно использовать иной механизм: скажем, восстановить в той или иной форме государственный заказ, размещая его на фармпредприятиях, остающихся в государственной собственности.

Сейчас, как вы знаете, минпром совместно с минздравсоцразвития готовят концепцию развития отечественной фармацевтической промышленности. Мы тоже, естественно, принимаем в этой работе участие.

Понятно, что отечественной фарминдустрии надо помогать для того, чтобы обеспечить лекарственную безопасность в стране. При этом и от производителей лекарств требуется многое. Так, уверен что за три-четыре года мы сможем перейти на производство по международным стандартам качества - GMP. Необходимая подготовительная работа в этом направлении с Ассоциацией отечественных фармпроизводителей уже ведется.

Параллельно необходимо создавать и лабораторную инфраструктуру в каждом федеральном округе, что даст возможность контролировать и производство, и оборот лекарственных средств.

Наконец, еще один ключевой момент - постепенно переходить на полный цикл производства лекарственных препаратов в России. Сегодня мы работаем на импортных субстанциях. И, к сожалению, нередко выявляем, что поставляемое нам сырье для производства лекарств низкого качества. Если мы возобновим производство субстанций собственными силами, вопрос и с качеством лекарственных средств, и с появлением контрафакта на российском рынке будет решать намного легче, чем сейчас.

Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Пальма Пальма
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Дальхимфарм Дальхимфарм
Северная Звезда Северная Звезда
Карипаин Карипаин
ЯФФ ЯФФ
Авилон ФК Авилон ФК
Косфарма Косфарма
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Канонфарма Канонфарма
Органика Органика
Пептид-Био Пептид-Био
Ретиноиды Ретиноиды