Эксперты констатируют: наш еще недавно сказочно растущий фармацевтический рынок, прибавивший в 2008 году более 35%, а в 2009 более 30%, затормозился.

Российский фармацевтический бизнес, который еще год назад выглядел жизнеспособным и привлекательным для инвесторов, по общему мнению аналитиков низведен до состояния чемодана без ручки. Вложено много, из дела выйти можно только с большими убытками. Рост продаж медикаментов заметнее всего замедлился в коммерческом сегменте, что говорит о низкой платежеспособности россиян.

Финансовые итоги года представителям фармацевтического производства, оптовой и розничной торговли еще только предстоит подвести. Но два основных счетчика фармрынка – DSM Group и ЦМИ «Фармэксперт» - уже сделали предварительные расчеты по данным за первые 11 месяцев 2011 года. И уже не вызывает сомнений, что год был самым неудачным для отрасли за последние 10 лет, включая кризис 2008-2009 годов.

«В результате введения регулирования цен на жизненно необходимые лекарственные препараты и изменений правил налогообложения, которые коснулись многих работавших ранее по «упрощенке» участников фармрынка, издержки компаний значительно возросли», - пояснил «МН» генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. По словам эксперта, изменения в администрировании сильнее всего ударили по аптекам, где рентабельность упала до 1-2% (в зависимости от того, арендованы торговые площади или находятся в собственности) против 4-5% в 2009 году. Уменьшилась привлекательность и оптовой торговли аптечными товарами: по словам Шуляка, «сейчас рентабельность в этом сегменте не превышает 0,5%, хотя еще год назад по самым пессимистическим оценкам была 3%».

Общий рост рынка в 2011 году Сергей Шуляк оценивает в 14% в рублевом эквиваленте цен конечного потребителя, из которых 7-8% - это инфляционная составляющая. Николай Демидов, не подводя окончательных итогов, допускает, что он был и ниже – от 8%. В таком случае инфляция его полностью поглотила. «Если говорить не о денежном эквиваленте, а о том, сколько лекарств получили наши граждане в этом году, то роста действительно фактически нет, - говорит Шуляк. – Количество упаковок проданных во всех сегментах рынка за первые 11 месяцев 2011 года всего на 0,7% больше, чем за тот же период прошлого года».

Общий объем рынка лекарств и сопутствующих аптечных товаров в 2011 году, по предварительным данным DSM Group, составил примерно 750 млрд. рублей. Из них более 461 млрд. приходится на медикаменты, которые покупались россиянами за собственный счет, 136 млрд. – на парафармацевтику и 149 млрд. – на госпитальные закупки и программы льготного лекарственного обеспечения всех уровней.

Эксперты констатируют: наш еще недавно сказочно растущий фармацевтический рынок, прибавивший в 2008 году более 35%, а в 2009 более 30%, затормозился. Как и увеличение потребления медикаментов, уровень которого в России в несколько раз меньше, чем в экономически развитых странах. Вместе эти два фактора делают нашу страну совершенно неинтересным местом для инвесторов «большой фармы».

«На Западе рынок давно сформирован и растет на 2-3% в год. Мы впервые приблизились к столь низкой отметке, роста и это выбивает Россию из числа перспективных и быстро развивающихся рынков. А учитывая сложности с регистрацией препаратов, с которыми в течении года столкнулись многие производители, шансов оставаться достойными конкурентами еще меньше», - отмечает Николай Демидов. «Если бизнес и не уходит из этого дела, так только потому, что его некому продать, сейчас фармацевтика стоит очень мало», - считает Сергей Шуляк.

Но во всем есть и положительные стороны. По крайней мере, в краткосрочной перспективе российские пациенты могут не опасаться резкого подорожания медикаментов – ни тех, что по льготным рецептам, ни тех, что в открытой продаже. По данным экспертов, из-за колебаний курсов валют в 2011 году цены на регулируемые государством жизненно необходимые лекарственные препараты увеличились всего на 2%. Коммерческий сегмент не на много его обогнал – всего 7%. В 2012 году эта тенденция сохранится, уверены аналитики.


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Авилон ФК Авилон ФК
Канонфарма Канонфарма
Косфарма Косфарма
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Карипаин Карипаин
Органика Органика
Пальма Пальма
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Ретиноиды Ретиноиды
ЯФФ ЯФФ
Пептид-Био Пептид-Био
Дальхимфарм Дальхимфарм
Северная Звезда Северная Звезда