Депутаты Госдумы выступили с предложением закрепить на законодательном уровне регулирование оптового звена фармацевтического рынка: они предлагают установить квоты по размеру уставного капитала дистрибуторов, согласовывать ассортимент для каждого оптовика и создать единого логистического оператора, обслуживающего госзаказы.
Предложения по регулированию дистрибуции на фармрынке изложены в письме члена комитета Госдумы по охране здоровья Татьяны Яковлевой к заместителю министра финансов Сергею Шаталову (есть в распоряжении "Ъ").
К прямым мерам по "оптимизации
фармацевтической логистики" госпожа Яковлева относит закрепление квоты
на размер уставного капитала оптовых компаний, утверждение
обязательного ассортимента для дистрибуторов и обязательство оптовиков
заключать прямые контракты с производителями лекарств. Кроме этого
депутат предлагает создать или выбрать из существующих игроков единого
логистического оператора для обслуживания госзаказов и внедрить
стандарт GDP (Good Distribution Practice; стандарт стран Евросоюза по
дистрибуции лекарственных средств).
Предложенные инициативы
после обсуждения на рабочей группе с участием представителей
Минпромторга, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития могут быть
оформлены как поправки в федеральный закон N 61 "Об обращении
лекарственных средств" или выделены в отдельное постановление
правительства РФ. Сроки проведения рабочей группы Татьяна Яковлева не
уточнила.
В Минфине получить комментарий вчера не удалось.
Представитель Минздравсоцразвития сказал "Ъ", что пока не слышал о
предложениях депутата Татьяны Яковлевой.
Объем российского
фармацевтического рынка в 2010 году составил $17,7 млрд (плюс 13% к
2009 году). На рынке работает порядка 500-700 дистрибуторов, при этом
на десятку крупнейших — "СИА Интернейшнл", "Протек", "Катрен", РОСТА,
Alliance Healthcare, "Р-Фа!
рм"
, Oriola, "Биотэк", "Пульс", "Империя-Фарма" — приходится до 80% рынка.
В сравнении с рынками Западной Европы, США или Японии
количество фармдистрибуторов в России чрезмерно, уверена Татьяна
Яковлева: посреднические структуры увеличивают стоимость товара,
усложняют финансовые потоки, ухудшают условия хранения и
транспортировки лекарственных средств. Предложенные меры сократят
количество посредников, надеется она.
Но топ-менеджер крупного российского дистрибутора считает, что предложенные поправки необходимы для того, чтобы подтолкнуть дистрибуторов к продаже бизнеса государственным структурам. С 2007 года чиновники вынашивают идею создания национального дистрибутора лекарств: впервые такая идея была описана в "Концепции создания национального координационного распределительного центра "Фармацевтический логистический комплекс"" (ФЛК; см. "Ъ" от 21 августа 2007 года). Тогда источники "Ъ" в Минздравсоцразвитии называли в качестве автора концепции "силовые ведомства". Разработчики концепции подсчитали, что государственный дистрибутор лекарств поможет ежегодно экономить госбюджету 4 млрд руб. Создать ФЛК планировалось на базе существующих игроков из первой десятки. Переговоры, в частности, велись с "СИА Интернейшнл", "Протеком", РОСТА и "Катреном", рассказывали "Ъ" источники, близкие к этим компаниям. Обсуждение идет и сейчас: возможным консолидатором могут выступить "Ростехнологии" (с 2008 года госкорпорация реализует проект по созданию фармхолдинга) на средства Сбербанка и ВТБ, рассказывал в марте источник в одном из этих банков. Официально участники рынка и банки эту информацию не комментируют.
Последние изменения в законодательстве уже сделали дистрибуторский бизнес низкорентабельным, и небольшие дистрибуторы всерьез задумались о продаже бизнеса, говорил на прошлой неделе президент РОСТА Давид Паникашв! или на ф оруме Адама Смита в Санкт-Петербурге. С 1 апреля 2010 года федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" регулирует предельно допустимые наценки на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, из-за чего рост дистрибуционного звена замедлился: в натуральном выражении рынок без учета госзакупок вырос всего на 6% (в 2009-м прирос на 22%).
Для того чтобы сделать дистрибуторский бизнес прозрачным и сократить число оптовых компаний, достаточно внедрения стандарта GDP, уверен директор Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. Создание национального дистрибутора сейчас труднореализуемо, считает Сергей Шуляк из DSM Group: "В тендерах по госзакупкам участвуют 80 регионов, при этом у самых крупных компаний насчитывается 45 филиалов. На базе одного или двух дистрибуторов создание национального логистического оператора невозможно. Чтобы одному дистрибутору расширить филиальную сеть до 80 регионов, потребуется минимиум $500 млн инвестиций".