По данным ЦМИ "Фармэксперт", за 1-е полугодие 2008 г. продано медикаментов на 5 млрд 650 млн долл., то есть на 36,5% больше, чем за соответствующий период в 2007г. Снижение доллара по отношению к рублю завышает темпы роста, но и в рублях рост немаленький – 25%. Впрочем, трудности с финансированием (фондовый кризис), оптимизация сетей (закрывается больше точек, чем открывается новых) заставляют самих участников рынка усомниться в радужной аналитике.

"Так или иначе, реальный рост составляет около 10%. Может быть, чуть больше 10 мы получим по результатам 2008г., – прогнозирует в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор DSM Group Александр Кузин. – Но в прошлые годы: 2007г., 2006г. – этот рост был и того меньше".

Рост аптечного рынка объясняется вовсе не увеличением продаж, а удорожанием лекарственных препаратов на фоне роста доходов населения. По итогам 2007г. на отечественные лекарства приходилось только 21% российского фармрынка в денежном выражении, подсчитали в RMBC: 58% приходится на поставки из Западной Европы, США и Канады, 4% – из Индии, 1% – из Азии, Австралии и Латинской Америки.

Отечественному бизнесу остается только распродавать импортные лекарства внутри России. Доля иностранного капитала в оборотах национального рынка не превышает 1%. В ситуации текущего кризиса на фондовом рынке, сетевики зависят от иностранных поставщиков.

"Источником финансирования являются зарубежные фирмы-производители, у нас сейчас на рынке примерно трех четвертых импортных препаратов, если считать в деньгах. Поэтому нам поможет заграница, – признается А.Кузин. – Безусловно, отечественному производителю приходится нелегко".

Конечной целью любого бизнеса является его продажа, и уже не первый год муссируются разговоры о продаже российских сетей иностранным же гигантам. Однако целый ряд обстоятельств мешает полностью денационализировать российский рынок.

Во-первых, российские аптечные сети не первый год уже характеризуются низкой концентрацией: на крупнейшую "36,6" приходится 6,64% российского рынка по итогам 1-го полугодия 2008г., "Ригла" занимает 3,01%, "Фармакор" – 2,31%, "Имплозия" – 2,08 и остальные – менее 2%, подсчитали в "Фармэксперт". Итого возможен интерес только к "36,6", однако из-за сложной финансовой ситуации сами владельцы "36,6" едва согласятся продавать свой бизнес по его текущей стоимости – 100 млн долларов. "Думаю, в амбициях владельца "36,6" никак не меньше 1 млрд", – оговаривается А.Кузин.

Значит, чтоб "продаться подороже" российским аптечным сетям необходимо вырасти как минимум в 2 раза (сегодня доля первой десятки сетевиков не превышает 20% рынка, когда первая десятка дистрибьюторов контролирует 90%). Затем уже возможны различные схемы.

"Я надеюсь, что разум преобладает и в этом году мы не увидим выхода на биржевые площадки. В 2009г. - возможно, – резюмирует судьбы аптечной розницы в России А.Кузин. – Так, ГК "Протек" собирается выходить на IPO, а у них есть аптечная сеть №2 – "Ригла". Разместить 15-20% своего капитала вполне возможно. Затем найти стратегического инвестора и продать контрольный пакет".

Также сетям предстоит поработать над эффективностью продаж. Они уже стали более разборчивы при скупке регионалов: продажа рублей по 90 копеек больше никому не интересна. Дело в том, что точки like-for-like, существующие более 2 лет, прирастают у крупнейших игроков на 20% в год, когда рынок в целом растет на 25%. Можно сказать, что федеральные аптечные сети ведут бизнес менее эффективно, чем в целом все аптеки нашей страны, объясняют эксперты запуск программ оптимизации лидерами рынка.

Остается добавить, что фармрынок позитивно воспринял предложение правительства о введении системы лекарственного страхования. "Ввели же ОСАГО. Что-то подобное, на мой взгляд, должно быть введено по лекарственному страхованию, – говорит в завершение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ А.Кузин. – Полагаем, что после введения лекарственного страхования будет скачок на рынке – около 20%".

Объем рынка лекарственных препаратов в России оценивается, по разным данным, в 5-8 млрд долларов. Доля, которую занимает российский рынок в мировых продажах, немногим превышает 1%. При этом, если в ЕС 1 аптека приходится на 3-5 тысяч человек, в РФ к этому показателю более или менее близка только Москва, где 1 аптека приходится на 10 тысяч горожан (что отвечает и принятым в СССР нормативам).


Спирулина Экология питания

«Северная звезда» открыла новый корпус фармацевтического завода в Низино

Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.

 
ЯФФ ЯФФ
ДИБВЕ ДИБВЕ
Органика Органика
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Дальхимфарм Дальхимфарм
Ретиноиды Ретиноиды
Карипаин Карипаин
Пальма Пальма
Северная Звезда Северная Звезда
Пептид-Био Пептид-Био
Косфарма Косфарма
Канонфарма Канонфарма
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ