Почти в хрестоматийную ситуацию попали в Приморском крае структуры, ответственные за реализацию знаменитого 122-го федерального закона в части лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.
Как сообщили ИА "Восток-Медиа" в пресс-службе Законодательного Собрания Приморья, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМЗ) поступило более 90 млн. рублей для данных нужд, однако освоить их пока не представляется возможным, т.к. установленная система отчетности слишком сложная и требует длительных временных затрат.
В результате в Приморском крае наблюдается нехватка медикаментов по федеральной программе, как по объему, так и по номенклатуре. К такому неутешительно выводу пришли депутаты комитета по социальной политике и защите прав граждан Законодательного Собрания Приморского края на своем заседании 21 марта.Нельзя сказать, что в реформе все плохо. К примеру, за первые 2,5 месяца в крае потребление лекарственных средств возросло почти в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Растет и число выписанных рецептов на дорогостоящие лекарственные средства.Но есть и другие факты и цифры. С момента реализации закона о монетизации льгот оптовые цены поставщиков лекарств выросли почти на 20%. Поставщики не могут обеспечить поставку медикаментов по всему списку льготных лекарств, в котором сегодня более двух тысяч наименований. Попытка создания товарных запасов по всему списку привела к тому, что в крае лежат невостребованными лекарства на сумму около 13 млн. рублей при том, что есть дефицит по ряду востребованных позиций. Процедура выписки рецепта весьма длительная и трудоемкая, а дальнейшая отчетность еще более сложна. Ее можно было ускорить за счет компьютеризации лечебных учреждений и аптек, но это еще дополнительные расходы и время. Примеры можно приводить очень долго. Вывод один – механизм, который заложен в основе обеспечения лекарств, сегодня не работает.Напомним, что в федеральном Законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" написано, что "органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами".Таким образом, организация дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан является только федеральным полномочием. Соответственно, в бюджете Приморского края денежные средства на организацию дополнительного лекарственного обеспечения не могут быть предусмотрены. У регионов сегодня нет ни механизма отбора поставщиков, ни финансирования поставок.Как отметила председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан Вероника Ильина, ЗАО "Роста", определенная организацией федерального уровня снабжения лекарственных средств для нужд льготных категорий граждан, в настоящий момент не выполняет возложенных на нее полномочий в полной мере.Краевые парламентарии решили заслушать информацию по данной ситуации на заседании Законодательного Собрания 30 марта, создать комиссию по мониторингу снабжения лекарственными средствами льготных категорий граждан, и обратиться к Правительству, Президенту Российской Федерации и Государственной Думе, с просьбой передать данные федеральные полномочия на уровень субъектов. На местах данные вопросы можно решать гораздо успешнее.