Законопроект о запрете рекламы безрецептурных лекарств в СМИ намерены обсудить сегодня на заседании комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Речь идет о возможном переделе десятой доли рекламного рынка России.
В рамках законопроекта предполагается запретить рекламу лекарственных средств на ТВ, в эфире радиостанций и на страницах печатных изданий. Запрет может коснуться рекламы безрецептурных препаратов, так как реклама рецептурных препаратов уже запрещена. Рекламы медицинских услуг запрет не касается.
Разрешенными рекламными площадками могут стать
специализированные медицинские и фармацевтические издания, медицинские и
фармацевтические выставки, говорится в пояснительной записке к
законопроекту, внесенному в Госдуму в октябре 2009 года.
Законодатели
объясняли необходимость запрета склонностью россиян к самолечению. Это
касается 70% россиян, которые при выборе лекарства ориентируются на
рекламу и советы других, а не на рекомендации врачей (депутаты ссылались
на данные опроса фонда «Качество жизни»). Предлагалось перенять опыт
зарубежных стран, к примеру, ЕС, где реклама безрецептурных препаратов
запрещена, а в аптеках значительная часть лекарств продается только по
рецептам.
Кому достанутся 30 млрд
В России на рекламу
медпрепаратов в 2012 году пришлось 9-10% в общем объеме рекламных
расходов в средствах ее распространения, сообщил BFM.ru Вячеслав
Черняховский, академик Российской академии рекламы.
Лидером по
рекламе в СМИ стал «Фармстандарт», в отдельных группах, помимо
«Фармстандарта», — Reckitt Benckiser, Novartis, Sanofi, Berlin-Chemi
Menarini Group, Teva и «Эвалар», уточнил он.
Суммарный объем
рекламы в средствах ее распространения по итогам прошлого года составил
примерно 300 млрд рублей без НДС, по данным АКАР. Таким образом, на
рекламу лекарств пришлось примерно 30 млрд рублей.
«Категория
«Медицина и фармацевтика» демонстрировала рост в последние годы. Можно
предположить, что для отдельных видов СМИ последствия возможного запрета
рекламы лекарственных препаратов будут, если не драматическими, то
вполне ощутимыми», — говорит Черняховский BFM.ru.
Если запрет
вступит в силу, этих сумм лишатся традиционные СМИ, и они будут поделены
между специализированными средствами массовой информации, целевой
аудиторией которых являются практикующие врачи и фармацевты.
Рынок
рекламы в медицинских изданиях России составил 12,7 млн долларов, по
последним данным ContentaMedical Index за первое полугодие 2012 года.
Рост к первому полугодию 2011-го составил 15%. В фармацевтических
изданиях — 12 млн долларов (+35%). Лидерами в десятке специализированных
изданий по объему привлеченных средств является «Русский медицинский
журнал» и Consilium Medicum, среди фармацевтических — «Фармацевтический
вестник» и «Новая аптека».
Запрет на рекламу приведет к тому, что в
специализированных изданиях расценки на нее повысятся на 15-20%,
прогнозируют BFM.ru в ИД «Русский медицинский журнал».
«Это будет
разовый скачок, поскольку прайс-листы на рекламу пересматриваются раз в
год», — заявили BFM.ru в издательском доме. Сам «Русский медицинский
журнал» по итогам первого полугодия 2012 года привлек рекламы на 3,3 млн
долларов, говорится в материалах ContentaMedical Index.
Что потеряют аптеки
На
долю безрецептурных препаратов приходится 49% в общем объеме продаж
аптек, подсчитали BFM.ru в компании DSM Group. Запрет на рекламу не
приведет к падению продаж, считает генеральный директор DSM Group Сергей
Шуляк. Предложенные меры он называет «холостым выстрелом».
«Запрет
на рекламу не приведет к тому, что население перестанет безответственно
заниматься самолечением. Люди как покупали сами, так и будут сами
покупать лекарства. Первопричины самолечения не в рекламе. У нас каждый
[считает, что] разбирается в медицине, политике и спорте. Нужна
национальная программа популяризации обращения к врачам. Кроме того,
наши поликлиники не в состоянии обеспечить рецептами всех желающих,
желающих проконсультироваться с врачом. Если та масса людей, что
покупает безрецептурные препараты, в один момент придет в поликлиники,
это будет коллапс, проблемы с потерей времени и невозможностью попасть к
врачу».
Шуляк указывает, что препараты, которые рекламируются в
обычных СМИ, не приводят к тяжелым последствиям при самолечении. «Нет
рекламы антибиотиков, препаратов для лечения сердечно-сосудистых
заболеваний. А то, что рекламируют, — это капли в нос, средства для
улучшения пищеварения. Но когда население покупает без рецепта
антибиотики, вот это проблема. У нас [законодатели] смотрят не в ту
сторону».
Обезопасить аптеки от падения продаж безрецептурных
препаратов могут и сами врачи. В тройке лидеров по назначениям врачей
находятся безрецептурные «Лазолван», «Арбидол» и «Тромбо ACC». Такие
данные обнародовала компания Synovate Comcon Healthcare в феврале 2013
года. Лидером-производителем назначенных средств является «Никомед».
Добавим, законопроект уже получил отрицательный отзыв правительства.
Автор: Яна Милюкова
Источник: www.bfm.ru