Законопроект о запрете рекламы безрецептурных лекарств в СМИ намерены обсудить сегодня на заседании комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Речь идет о возможном переделе десятой доли рекламного рынка России.

В рамках законопроекта предполагается запретить рекламу лекарственных средств на ТВ, в эфире радиостанций и на страницах печатных изданий. Запрет может коснуться рекламы безрецептурных препаратов, так как реклама рецептурных препаратов уже запрещена. Рекламы медицинских услуг запрет не касается.

Разрешенными рекламными площадками могут стать

специализированные медицинские и фармацевтические издания, медицинские и

фармацевтические выставки, говорится в пояснительной записке к

законопроекту, внесенному в Госдуму в октябре 2009 года.

Законодатели

объясняли необходимость запрета склонностью россиян к самолечению. Это

касается 70% россиян, которые при выборе лекарства ориентируются на

рекламу и советы других, а не на рекомендации врачей (депутаты ссылались

на данные опроса фонда «Качество жизни»). Предлагалось перенять опыт

зарубежных стран, к примеру, ЕС, где реклама безрецептурных препаратов

запрещена, а в аптеках значительная часть лекарств продается только по

рецептам.

Кому достанутся 30 млрд

В России на рекламу

медпрепаратов в 2012 году пришлось 9-10% в общем объеме рекламных

расходов в средствах ее распространения, сообщил BFM.ru Вячеслав

Черняховский, академик Российской академии рекламы.

Лидером по

рекламе в СМИ стал «Фармстандарт», в отдельных группах, помимо

«Фармстандарта», — Reckitt Benckiser, Novartis, Sanofi, Berlin-Chemi

Menarini Group, Teva и «Эвалар», уточнил он.

Суммарный объем

рекламы в средствах ее распространения по итогам прошлого года составил

примерно 300 млрд рублей без НДС, по данным АКАР. Таким образом, на

рекламу лекарств пришлось примерно 30 млрд рублей.

«Категория

«Медицина и фармацевтика» демонстрировала рост в последние годы. Можно

предположить, что для отдельных видов СМИ последствия возможного запрета

рекламы лекарственных препаратов будут, если не драматическими, то

вполне ощутимыми», — говорит Черняховский BFM.ru.

Если запрет

вступит в силу, этих сумм лишатся традиционные СМИ, и они будут поделены

между специализированными средствами массовой информации, целевой

аудиторией которых являются практикующие врачи и фармацевты.

Рынок

рекламы в медицинских изданиях России составил 12,7 млн долларов, по

последним данным ContentaMedical Index за первое полугодие 2012 года.

Рост к первому полугодию 2011-го составил 15%. В фармацевтических

изданиях — 12 млн долларов (+35%). Лидерами в десятке специализированных

изданий по объему привлеченных средств является «Русский медицинский

журнал» и Consilium Medicum, среди фармацевтических — «Фармацевтический

вестник» и «Новая аптека».

Запрет на рекламу приведет к тому, что в

специализированных изданиях расценки на нее повысятся на 15-20%,

прогнозируют BFM.ru в ИД «Русский медицинский журнал».

«Это будет

разовый скачок, поскольку прайс-листы на рекламу пересматриваются раз в

год», — заявили BFM.ru в издательском доме. Сам «Русский медицинский

журнал» по итогам первого полугодия 2012 года привлек рекламы на 3,3 млн

долларов, говорится в материалах ContentaMedical Index.

Что потеряют аптеки

На

долю безрецептурных препаратов приходится 49% в общем объеме продаж

аптек, подсчитали BFM.ru в компании DSM Group. Запрет на рекламу не

приведет к падению продаж, считает генеральный директор DSM Group Сергей

Шуляк. Предложенные меры он называет «холостым выстрелом».

«Запрет

на рекламу не приведет к тому, что население перестанет безответственно

заниматься самолечением. Люди как покупали сами, так и будут сами

покупать лекарства. Первопричины самолечения не в рекламе. У нас каждый

[считает, что] разбирается в медицине, политике и спорте. Нужна

национальная программа популяризации обращения к врачам. Кроме того,

наши поликлиники не в состоянии обеспечить рецептами всех желающих,

желающих проконсультироваться с врачом. Если та масса людей, что

покупает безрецептурные препараты, в один момент придет в поликлиники,

это будет коллапс, проблемы с потерей времени и невозможностью попасть к

врачу».

Шуляк указывает, что препараты, которые рекламируются в

обычных СМИ, не приводят к тяжелым последствиям при самолечении. «Нет

рекламы антибиотиков, препаратов для лечения сердечно-сосудистых

заболеваний. А то, что рекламируют, — это капли в нос, средства для

улучшения пищеварения. Но когда население покупает без рецепта

антибиотики, вот это проблема. У нас [законодатели] смотрят не в ту

сторону».

Обезопасить аптеки от падения продаж безрецептурных

препаратов могут и сами врачи. В тройке лидеров по назначениям врачей

находятся безрецептурные «Лазолван», «Арбидол» и «Тромбо ACC». Такие

данные обнародовала компания Synovate Comcon Healthcare в феврале 2013

года. Лидером-производителем назначенных средств является «Никомед».

Добавим, законопроект уже получил отрицательный отзыв правительства.

Автор:  Яна Милюкова

Источник:  www.bfm.ru


«Северная звезда» открыла новый корпус фармацевтического завода в Низино

Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.

 
Органика Органика
ЯФФ ЯФФ
Пептид-Био Пептид-Био
Северная Звезда Северная Звезда
Пальма Пальма
Косфарма Косфарма
Дальхимфарм Дальхимфарм
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Ретиноиды Ретиноиды
Авилон ФК Авилон ФК
Канонфарма Канонфарма
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Карипаин Карипаин