{mosimage cw=200}На российском фармрынке много проблем, но их надо стараться решать в рамках конструктивного диалога, с ними надо работать, благо для этого сегодня создано достаточно площадок – и Координационный совет при Минздраве, и Экспертный совет при ФАС России.
Говорит гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев: В последнее время в прессе мы наблюдаем большое число критических статьей, инициируемых представителями зарубежных компаний, в адрес как российской регуляторной системы в целом, так и российских производителей лекарственных средств в частности.
Удивительно, что о низком качестве и неэффективности
российских лекарственных препаратов, слабой развитости клинических
исследований и законодательного регулирования этого вопроса в России
говорят «иностранцы», проходящие в нашей стране ту же самую процедуру
регистрации, что и отечественные производители. То же экспертное
сообщество проводит клинические исследования их препаратов, тот же
государственный орган выдает регистрационное удостоверение,
подтверждающее качество их продукции.
И если иностранные
производители ставят под сомнение качество и эффективность отечественных
лекарств из-за слабости регуляторной системы, то сомнение, таким
образом, распространяется и на их препараты. Импортеры сегодня боятся
потерять ту часть фармрынка, которую импортозаместила Россия, и поэтому
стараются ударить по государственной поддержке российского
производителя. «Забота о пациенте», которую они выставляют в качестве
щита – это не цель, а механизм в конкурентной борьбе. Интересами
пациентов прикрывают возможные риски.
Как пример – шквал критики,
которой подверглись со стороны импортеров последние предложения
Минпромторга России о нормативном закреплении понятия «лекарственное
средство российского происхождения» и соответствующей системы
преференций. Министерство предлагает ввести норму, согласно которой,
если в заявке на поставку лекарств для федеральных нужд путем пр!
оведения торгов есть 2 препарата российского происхождения, то
иностранный препарат к участию в аукционе не допускается. Что,
естественно, вызывает у «иностранцев» недовольство, которое они прячут
за беспокойством о пациенте.
Импортеры опасаются, что в случае
если ни один из российских препаратов не заявится, пациент рискует
остаться вообще без лекарства. В то время как в самом документе
закреплено недопущение создания подобной ситуации. Происходит подмена
понятий: опасения за собственную прибыль именуются заботой о пациенте.
Если бы государство хотело нарушить права пациентов, то прописало бы
призыв «покупайте все российское», независимо от того, сколько на рынке
производителей. Но оно этого не прописало.
Более того, с целью
недопущения срывов поставок Ассоциация направила предложения по
включению пункта, в соответствии с которым, в случае отсутствия заявок
от российских производителей ограничение не действует, и иностранные
поставщики допускаются до аукциона. Если же мы говорим об оригинальных
импортных препаратах, импортерам вообще бояться нечего. В этом случае
российских аналогов нет, и, значит, к ним эти статьи в приницпе не
применимы, и пациенты получают исключительно иностранные препараты.
Мы
бы также хотели напомнить, что Минпромторг, разрабатывая обсуждаемые
документы, действует в рамках поручения Президента России о поддержке
отечественного фармпрома. И норма об условиях допуска товаров на
госзапуки лекарственных средств имеет ограничительный срок действия – до
конца 2014 года. Когда-то существовала норма о 15% преференций,
которая, отработала свое и ушла. Теперь государство предлагает
поддержать отечественного производителя на уровне госзакупок.
Любое
качественное развитие отрасли начинается с поддержки государством. И
если мы вернемся к политике 90-х годов – снова начнем лишь закупать и
станем страной сбыта, – то мы никогда не разовьем нашу промышленность.
Да, мы здорово отстали от уровня западных стран. Но как мы его
достигнем, если продолжим! самоуни чтожаться? Наша национальная
безопасность зависит в том числе и от лекарственной независимости. У нас
сегодня есть перечень стратегических лекарственных средств,
производство которых должно быть налажено в России к 2020 году. И как мы
этого достигнем, если, наплевав на опыт всех цивилизованных стран,
оказывающих поддержку отечественным производителям, отберем у российских
компаний преференции?
Сегодня полным ходом идет реализация
Федеральной целевой программы, Стратегия фарма 2020 начинает давать
первые результаты, иностранные компании локализуются, отечественные –
переходят на международные стандарты GMP, улучшая качество производимых
лекарств, планируется запуск пилотных проектов по лекарственному
страхованию.
Сегодня российский производитель – это не только и не
столько старые фармацевтические фабрики, но и модернизированные или
построенные с нуля в соответствии с международными стандартами
российские заводы. А также пришедшие сюда и локализовавшиеся зарубежные
компании: они тоже российские, и они тоже получат преференции. И они
тоже двигают развитие отечественного фармпрома. И не надо создавать
условия, при которых они перестанут этим заниматься.
На российском
фармрынке много проблем, но их надо стараться решать в рамках
конструктивного диалога, с ними надо работать, благо для этого сегодня
создано достаточно площадок – и Координационный совет при Минздраве, и
Экспертный совет при ФАС России. «Иностранцы» же видят проблему в самом
факте существования российского фармрынка, и призывают своими
замечаниями и предложениями не к его улучшению, а к его ликвидации.